В составе экспозиции, дающей наиболее полновесную картину творческой эволюции Турецкого в сравнении с прежними показами его искусства, - более 200 произведений. Собрано практически все наследие художника, начиная от ученических работ и вплоть до последних, созданных в 1990-е годы. Большинство картин, рисунков, объектов, скульптур будет показано впервые.
Коллекция ГТГ, собрание семьи художника и частные собиратели позволили выстроить образную экспозицию. Символично ее соседство с шедеврами европейского и русского авангарда, которые Третьяковка демонстрирует в международном проекте "Кубизм". Турецкий в своих творческих поисках был продолжателем именно этой традиции, в его время резко противостоявшей официальному курсу на соцреализм.
Перед зрителем пройдут все этапы творчества художника, когда он выступал то абстракционистом, то экспрессионистом, то предвестником поп-арта. Однако сотрудники ГТГ убеждены: "Выставка разрушит сложившиеся штампы, показывая, как, казалось бы, противоречивые явления на деле служат разными сторонами того единого и масштабного феномена в российской культуре, каким было творчество Турецкого".
Дарование Турецкого проявилось еще в детстве: в начале 1930-х шестилетний мальчик из Воронежа занял 2-е место на Всесоюзном конкурсе детского рисунка. В 1946 году он поступил в Пензенское художественное училище им. К.Савицкого, а год спустя пришел на театральный факультет Московского областного худучилища.
Во второй половине 50-х годов Борис Турецкий одним из первых среди отечественных творцов "авангарда второй волны" обратился к беспредметному искусству. За 5 лет он создал множество "черных" абстракций, разделяя их на серии и разрабатывая в каждой ту или иную художественную тему - например, "Ритмическое построение".
А в 1960-е годы у Турецкого наметились две взаимоисключающие линии - абстрактная и фигуративная. Им он поочередно следовал на протяжении всей жизни. Вернувшись к традиционным формам, без всякой "литературщины" изображал сцены из жизни: люди в метро, магазинах и на улицах. Монументальность и экспрессивная напряженность образов в сочетании с обыденностью мотивов и нарочитой простотой языка выделяли работы Турецкого из общей массы творений возникшего в ту пору соц-арта.
И 1970-е годы, когда Борис Турецкий создавал "вещевые картины" - выразительные ассамбляжи из настоящих бытовых предметов, и последний период его жизни прошли под знаком эксперимента. Выставка в Третьяковской галерее, уверены ее организаторы, многим заново откроет Бориса Турецкого и позволит оценить масштаб личности художника.