В последнее время создается впечатление, что Балканы выходят из круга интересов России. Так ли это?
- Балканы из круга наших интересов не выходили. В регионе есть некоторые глубинные проблемы, которые не решены, а просто законсервированы. Делать вид, что они не имеют сегодня большого значения, было бы ошибкой. Для Балкан не завершен еще жизненно важный процесс определения международно-признанных границ. Эта проблема может быть решена только через двусторонние и многосторонние механизмы. Вот почему несколько лет назад мы выдвинули инициативу о проведении международной конференции с участием балканских и не только балканских стран, для выработки мер по обеспечению гарантий безопасности на Балканах, что включало бы фиксацию международно-признанных границ. Думаю, что эта инициатива рано или поздно может быть реализована.
Что касается военного присутствия, то сейчас те проблемы, которые имеются на Балканах, не носят военного характера. То есть здесь требуются не военные меры, а политико-дипломатические. В связи с этим необходимость присутствия наших военных контингентов сегодня не столь очевидна. А вот политико-дипломатические шаги, конечно же, необходимы.
Каковы цели и задачи предстоящего визита Игоря Иванова в Боснию и Герцеговину?
- Рабочая поездка министра иностранных дел Российской Федерации Игоря Иванова в Боснию и Герцеговину (БиГ) состоится в рамках визита на Балканы 10-13 сентября. Помимо БиГ Игорь Иванов также посетит Сербию и Черногорию, Словению.
В ходе переговоров с руководством БиГ имеется в виду подчеркнуть приверженность российской линии на укрепление боснийской государственности на основе выполнения Мирного соглашения, выразить готовность и далее оказывать всемерное содействие созданию единой многонациональной демократической и самодостаточной Боснии и Герцеговины.
Мы заинтересованы в развитии российско-боснийского сотрудничества по всем направлениям, не ограничиваясь рамками и тематикой боснийского урегулирования. Будет акцентировано внимание на необходимости повышения уровня развития двусторонних торгово-экономических связей, имеющих потенциал, прежде всего в энергетической сфере.
На встрече с Высоким представителем в БиГ Пэдди Эшдауном с нашей стороны будет выражена поддержка его усилиям, направленным на практическую реализацию утвержденной Руководящим комитетом Совета по выполнению Мирного соглашения программы преобразований в экономике, социальной сфере, мерам по укреплению верховенства закона. Будет подчеркнута необходимость дальнейших усилий Высокого представителя по достижению и укреплению консенсуса между боснийскими сторонами по важнейшим вопросам госстроительства, отмечена важность последовательного проведения линии на поэтапную передачу самим боснийским властям ответственности за положение в стране.
Россия готова и далее активно участвовать в международных усилиях по имплементации Дейтонского соглашения, которое по-прежнему является основой мирного процесса в БиГ.
Какие аспекты отношений России с Сербией и Черногорией представляются на данный момент наиболее важными?
- Россия рассматривает государственное сообщество Сербия и Черногория - продолжателя Союзной Республики Югославии - в качестве одного из приоритетных партнеров в регионе. Предстоящие встречи в Белграде и Подгорице с руководством госсообщества и входящих в его состав республик призваны подтвердить приверженность курсу на обеспечение преемственности наших отношений, готовность наращивать взаимодействие по всему спектру.
В Москве убеждены, что интересам укрепления стабильности на Балканах отвечало бы успешное завершение процесса становления госсообщества. Данный формат урегулирования сербско-черногорских отношений считаем оптимальным, в т.ч. с точки зрения обеспечения условий для продолжения в Сербии и Черногории демократических преобразований. Россия намерена и в дальнейшем всячески этому содействовать.
При рассмотрении двустороннего "досье" наших отношений с СиЧ мы акцентируем внимание на необходимости восстановления межхозяйственных связей, реализации проектов, обеспечивающих российское экономическое присутствие в Сербии и Черногории. Планируется подписать план межмидовских консультаций на 2004 год.
Какие меры, по мнению Москвы, могли бы наиболее эффективно способствовать решению косовской проблемы?
- Проблематика Косово занимает одно из центральных мест в "региональной" повестке дня нашего политического диалога с руководством СиЧ.
Несмотря на определенные позитивные сдвиги, достигнутые благодаря международным усилиям, ситуация в крае остается тяжелой. Не выполняются ключевые требования резолюции 1244 СБ ООН, прежде всего касающиеся положения неалбанских жителей Косово, возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц, обеспечения равной безопасности.
Актуальными задачами на сегодня являются реализация на практике принципа "сначала стандарты, затем статус", создание для этого соответствующих механизмов, нацеленных на нормализацию обстановки в Косово. Скорейшее начало прямых переговоров между Белградом и Приштиной при конструктивном международном содействии призвано способствовать достижению этих целей. Обсуждение на начальном этапе политических вопросов, касающихся будущего окончательного статуса края, считаем преждевременным. Россия намерена и впредь активно участвовать в поиске справедливого, сбалансированного решения косовской проблемы.
Какое значение придается в Москве визиту Игоря Иванова в Словению? О чем пойдет речь на его переговорах в Любляне?
- Рабочий визит Игоря Иванова в Любляну - важный шаг в деле развития российско-словенских отношений, наращивания динамики и объема торгово-экономического сотрудничества, реализации договоренностей, достигнутых в ходе контактов Владимира Путина и Михаила Касьянова с высшими словенскими руководителями.
Словения - надежный партнер России в Юго-Восточной Европе. Мы готовы и далее вести со словенской стороной интенсивный диалог по региональным, европейским и мировым делам.
Особое внимание на переговорах в Любляне предполагается уделить вопросам торгово-экономического сотрудничества, которое развивается в последние годы в целом устойчиво. Словенские бизнесмены активизируют свое присутствие в России, увеличивается объем словенских капиталовложений в российскую экономику. Имеется в виду придать импульс договоренностям по ряду крупных совместных проектов, в т.ч. в области энергетики.
В Москве высоко оценивают достигнутый уровень российско-словенского сотрудничества в гуманитарной сфере, которое играет важную роль в формировании атмосферы открытости и взаимопонимания между нашими народами. Намерены продолжить обсуждение практических вопросов создания Международного форума славянских культур, одним из активных участников которого является Словения.
В ходе визита планируется подписать план межмидовских консультаций на 2004 год, который предполагает обмен мнениями по широкой повестке актуальных международных проблем, что особенно важно с учетом выполнения в 2005 году Словенией функций Действующего председателя ОБСЕ.
Мы исходим из того, что полноправная интеграция Словении в ЕС и НАТО не приведет к снижению динамики российско-словенского сотрудничества. В этом контексте имеется в виду подвести первые итоги работы совместной экспертной группы по анализу двусторонних отношений с целью их адаптации к предстоящему вступлению Словении в ЕС, наметить перспективы дальнейшей деятельности по минимизации возможных негативных последствий.