Недавно в Женеве Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации рассматривался доклад Латвии. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
- Для начала хотел бы сообщить, что Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации - это первый договорный орган, созданный ООН на основании положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. В его состав входят действующие в личном качестве "18 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью", которые избираются тайным голосованием на совещаниях государств-участников Конвенции.
Все государства-участники обязаны каждые 2 года представлять Комитету доклад о законодательных, судебных и других мерах, с помощью которых они проводят в жизнь положения Конвенции.
В период с 4 по 22 августа в Женеве состоялась очередная сессия Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, в ходе которой был рассмотрен периодический доклад о выполнении Латвией положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Латвийские власти, ссылаясь на приглашение стать членом ЕС и на закрытие миссии ОБСЕ в Риге, постоянно говорят о соответствии своего законодательства и практики его применения международным стандартам в области прав человека. Однако мы часто становимся свидетелями ущемления и даже нарушения прав русскоязычных жителей Латвии. Что по этому поводу думает Комитет по ликвидации расовой дискриминации? Совпадают ли наши оценки ситуации в правозащитной сфере в Латвии?
- По итогам рассмотрения Комитетом были приняты заключительные замечания по докладу Латвии, в которых сформулированы основные претензии и рекомендации, свидетельствующие о невыполнении Латвийской Республикой основополагающих положений Конвенции в данной сфере.
Эксперты высказали озабоченность неполным соответствием определений расовой и этнической дискриминации в латвийском законодательстве нормам Конвенции. Также они призвали обеспечить такое применение законодательства о государственном языке, которое не допускало бы излишних ограничений в использовании языков национальных меньшинств и не создавало бы постоянной дискриминации по языковому признаку.
Комитет настоятельно рекомендовал рассмотреть возможность участия в муниципальных выборах "неграждан", которые длительное время проживают в Латвии, и вновь, как и в 1998 году, призвал устранить причины низких темпов натурализации неграждан.
КЛРД впервые рекомендовал латвийским властям сократить список профессий, "закрытых" для неграждан. К слову сказать, правозащитные организации насчитывают до 59 различий в правах граждан и неграждан.
Эксперты Комитета выразили озабоченность проблемами, которые могут возникнуть для языковых меньшинств в связи с введением двуязычного образования в школах национальных меньшинств в ходе проводимой в Латвии реформы системы образования. О ситуации, складывающейся вокруг этой реформы, хорошо известно по многочисленным публикациям в российских и зарубежных СМИ.
В своих замечаниях Комитет рекомендовал Латвии принять такое законодательство, которое соответствовало бы требованиям Конвенции и способствовало предотвращению расовой и этнической вражды в латвийском обществе, а также признать компетенцию Комитета в том, что касается рассмотрения жалоб о нарушении индивидуальных прав жителей страны в соответствии с установленной процедурой.
Как вы видите, наша озабоченность нормами латвийского законодательства и практикой его применения, ограничивающими международно признанные права национальных меньшинств, и правомерность постановки нами этих проблем перед латвийской стороной и международными организациями далеко не беспочвенны. Взвешенные выводы независимого авторитетного международного экспертного органа в очередной раз это подтверждают.
Однако не надо думать, что Комитет занимается только критикой. В своих замечаниях он отражает прогресс, которого удалось достичь государству-участнику за истекший период. Так и по докладу Латвии Комитет отметил несколько положительных моментов, в частности, осуществление с 2001 года программы интеграции и учреждение поста Министра по делам интеграции общества, а также принятие Конституционным судом Латвии решения об отмене ограничений на радио- и телевещание на языках национальных меньшинств.
Но, как мы видим из текста документа, принятого Комитетом, положительные моменты, о которых Вы сказали, занимают лишь половину страницы, остальные же четыре посвящены озабоченностям и рекомендациям.
- Следующий доклад Латвии, учитывающий все поднятые экспертами вопросы, должен быть представлен Комитету до 14 мая 2007 года. Есть время для того, чтобы пополнить список положительных моментов в сфере борьбы с расовой и этнической дискриминацией в этой европейской стране.
Многие политики и даже официальные липа в Латвии отмахиваются от мнения международных экспертов, мотивируя это тем, что их решения не являются обязательными для выполнения и носят только рекомендательный характер. Следует ли из этого, что Латвия имеет право проигнорировать решение Комитета?
- Что касается обязательности выполнения рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, то позвольте ответить на этот вопрос таким примером.
Когда вы приходите к врачу и жалуетесь на плохое самочувствие, то специалист предлагает вам соответствующий курс лечения, который позволит на ранней стадии снять возникшие проблемы и не даст болезни перерасти в неизлечимую патологию. И это абсолютно ваше дело, следовать этому рецепту или нет. Однако именно от того, прислушались ли вы к рекомендациям врача, зависит, насколько ваш организм будет здоров в будущем.