Это московская премьера выставки, которая в мае-июле с успехом экспонировалась в Ганновере. Совместный проект Третьяковской галереи и Шпренгель-музеума /Ганновер/ явился одним из центральных событий Года России в Германии. Интерес к русскому авангарду за рубежами России не иссякает десятилетиями, и не случайно старт Году России в Германии дал показ именно того пласта в русском искусстве, который радикально изменил мировой художественный ландшафт. Картина недавней истории обогатилась сопоставлением художников России и Западной Европы.
Директор Шпренгель-музеума Норберт Нобис рассказал корреспонденту РИА "Новости", что не только жители Ганновера, но и немало прочих европейцев проявили к выставке большой интерес: ее посетили свыше 25 тыс человек, а пресса расценила проект "Кубизм" как весьма заметное событие культурной жизни Европы в прошедшем сезоне. Кстати, дирекция Шпренгель-музеума, располагающего превосходной коллекцией искусства ХХ-ХХ1 веков, очень бы хотела продолжить сотрудничество с московскими коллегами, отметил Нобис.
Не только два этих музея выставили в Германии, а теперь покажут и в Москве свои лучшие экспонаты, восходящие к эпохе становления новаторского искусства начала ХХ столетия. В проекте "Кубизм" участвуют многие крупные музеи Европы и России, среди которых - Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, парижский Национальный музей Пикассо и Центр Жоржа Помпиду, художественные музеи Бонна, Саарбрюккена, Гааги, Эссена, Стокгольма, Базеля. Экспозиция, далеко не во всем совпадающая с ганноверской, вобрала в себя свыше 50 произведений из музеев Западной Европы и 80 работ из собрания ГТГ. Среди них - живописные работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже, а также Альбера Глеза, Робера и Сони Делоне. Картины Жана Метценже, Франца Марка, Пауля Клее и многих других, скульптуры Раймона Дюшан-Вийона и Жака Липшица - большинство этих шедевров в России будет показано впервые.
Идея выставки, реализованная в столь широком международном контексте, принадлежит Третьяковской галерее. Над воплощением замысла трудился большой коллектив специалистов. С российской сторон его возглавили три крупнейших знатока русского и западного искусства ХХ века - профессора МГУ им.М.В.Ломоносова Александр Морозов и Валерий Турчин и их старший коллега, ученый с мировым именем, академик РАН Дмитрий Сарабьянов.
Как пояснил в беседе с РИА "Новости" доктор искусствоведения, заместитель директора ГТГ Александр Морозов, замысел организаторов состоял в том, чтобы впервые показать русский кубизм не в изоляции, а в русле развития всего европейского движения, где первую скрипку играла Франция. "Цель выставки - представить русскую живопись 1910-20-х годов в аспекте ее взаимоотношений с европейским кубизмом", - подчеркнул ученый. То направление, которое возникло на заре ХХ столетия в недрах Парижской школы и стремительно распространилось по всей Европе, в России дало мощный толчок все более радикальным поискам новых путей в искусстве. К слову, кубизм - первое направление в европейском искусстве, проникшее в Россию практически сразу же после возникновения.
Знакомство с французским кубизмом оказалось важным этапом формирования авангардного художественного мышления, которое, пор словам самих художников, "развивалось по законам проектирования жизни, а не отражения ее". Русское искусство стремительно освоило все стадии французского кубизма, переосмыслило это явление и сделало из него свои, радикальные выводы. Младшими братьями парижского кубизма - детища Брака и Пикассо стали до сих пор изумляющие мир звенья русского авангарда - кубофутуризм и геометрическая абстракция: супрематизм и конструктивизм.
Выставка позволит проследить параллели в творчестве крупнейших французских художников начала ХХ века /Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Фернана Леже, Амаде Озанфана/ и быстро перегнавших своих учителей из Парижа мастеров русского авангарда: Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Наталии Гончаровой, Надежды Удальцовой, Любови Поповой, Ольги Розановой. В экспозицию вошли и произведения немецких кубистов Анри Лорана, Оскара Шлеммера, Курта Швиттерса. Зрителю предложено, оценить сложные и интригующие взаимоотношения национальных художественных школ. За короткий срок произошли кардинальные изменения в расстановке сил: обучение "провинциалов" - например, испанцев и россиян - у мэтров кубизма сменилось активным диалогом, даже диспутом, а временами - борьбой за первенство.
Супрематизм Малевича - дерзкого разрушителя устоев - стал венцом краткой, но весьма бурной эволюции, которую совершило русское искусство после 1896 года. С того момента выставочные залы России распахнули двери новым европейским течениям - импрессионизму, символизму, фовизму, кубизму. Колонии русских художников и скульпторов в Париже и Мюнхене установили живейшие контакты с западными художественными кругами. Новые идеи разносила по России целая генерация журналов об искусстве, с невиданной быстротой сменявших друг друга.
Помимо этого, в начале ХХ столетия в Москве, прежде всего у купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, сложились настолько значительные собрания современной живописи, что даже и сегодня нет нужды ехать на Запад, чтобы серьезно познакомиться с наследием Матисса и Пикассо. С 1910 года перед русской публикой прошла целая вереница новых художественных группировок различного толка, возникавших в России. Все они непрерывно устраивали выставки и вели интенсивную теоретическую работу. Были организованы дискуссионные клубы, печатались альманахи и трактаты.
Вслед за усвоением французского фовизма и немецкого экспрессионизма, в котором ведущую роль играла русская составляющая - Василий Кандинский и его товарищи, молодежь Москвы и Петрограда принялась "русифицировать" кубизм и итальянский футуризм. Но если во Франции термин "кубизм" применялся широко, порой в отношении произведений, чьи авторы вряд ли могли быть причислены к приверженцам настоящего кубизма, то русские художники и критики подвергали серьезнейшему анализу аналитические принципы кубистского построения картины.
В 1912 году в России родилась настоящая школа кубизма, и только здесь начала вырабатываться настоящая "кубистская" теория, считают ученые Запада. За недолгие десять лет лидеры тогдашнего актуального искусства России подготовили резкую перемену в ориентации и самих основах западного искусства. Символом этих перемен стал целый ряд полотен и объектов, обычно находящихся в Третьяковке в постоянной экспозиции "Искусство ХХ века". Прежде всего, это "Черный квадрат" Малевича, прозванный "иконой авангарда", который произвел эффект разорвавшейся бомбы в Петрограде 1915 года. Не менее знаковые вещи - "Контррельеф" Владимира Татлина, холст Александры Экстер "Флоренция", работы Ольги Розановой, Марка Шагала, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Ивана Клюна, их коллег и соратников по нелегкой борьбе, которую кубистам пришлось выдержать со сторонниками более традиционных стилей в искусстве и, в частности, с представителями академизма и позднего передвижничества.