В Североморске глава российского оборонного ведомства заслушал доклад главкома ВМФ Владимира Куроедова, провел совещания в штабе Северного флота, на ракетном крейсере "Маршал Устинов" вышел в район затопления атомной подводной лодки "К-159", чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и почтить память погибших моряков.
Сергей Иванов также навестил в госпитале единственного оставшегося в живых члена экипажа подводной лодки - старшего лейтенанта Максима Цибульского, которому вручил часы за проявленное мужество и героизм, а также встретился с родственниками погибших моряков.
Атомная подводная лодка "К-159" затонула 30 августа примерно в 03.00 мск в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. На борту судна находились 10 членов экипажа. Одного из них удалось спасти. Позже были обнаружены тела еще двух человек. Поиск семерых членов экипажа продолжается. "К сожалению, мне приходится согласиться с мнением военных моряков, что уже вряд ли можно будет обнаружить кого-нибудь из них живым", - сообщил журналистам Сергей Иванов.
Тем не менее, по его словам, "поисковые работы будут продолжаться, чтобы грамотно и уверенно подготовить операцию по подъему лодки и семерых оставшихся не найденными членов экипажа, которые, скорее всего, находятся там". "Хотя район гибели "К-159" прочесан уже пять раз, поиски будут продолжаться до стопроцентной уверенности, что погибших на плаву мы уже не найдем", - подчеркнул Сергей Иванов.
По уточненным данным, лодка находится на глубине 238 метров в Баренцевом море. Осмотр с помощью телеуправляемого аппарата показал, что рубочный люк открыт. Район затопления лодки был четыре раза протрален всеми надводными судами и авиацией.
По словам Иванова, в районе поисков находятся три больших противолодочных корабля, три поисково-спасательных судна, два вертолета, два самолета морской авиации, спасательный буксир и несколько судов обеспечения. На большом спасательном судне "Герман Титов" готовится к спуску два глубоководных управляемых аппарата, на судне "Алтай" уже спущен необитаемый глубоководный телеуправляемый аппарат "Тайгер".
На встрече с родственниками погибших министр заявил, что никто из моряков с затонувшей субмарины не обвиняется в трагедии.
"Тяжелая это была встреча. Много было задано вопросов. Один из главных мне задали жены погибших моряков - по их словам, в гарнизоне Гремиха ходят слухи, что их мужья виноваты в том, что подводная лодка утонула. Я заверил их в том, что никто из погибших мужей не обвиняется", - сказал Иванов. По его словам, предварительно в числе виновников трагедии - руководитель перехода подводной лодки на судоремонтный завод, которого на борту "К-159" не было. Иванов пообещал родственникам погибших моряков оказать помощь в решении их материальных и бытовых проблем.
На борту ракетного крейсера "Маршал Устинов" Сергей Иванов и главком ВМФ России Владимир Куроедов в качестве предварительной причины гибели "К-159" назвали превышение должностных обязанностей, нарушение инструкций и приказов.
"Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно были", - подчеркнул Иванов. "Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди", - заявил министр.
"Беспечность и халатность при выполнении должностных обязанностей, инструкций и приказов со стороны как руководителя перехода /подводной лодки "К-159"/ так и командного пункта флота", - заявил главком ВМФ Владимир Куроедов. "Другого ничего нет, - отметил он. - Море не прощало и не простит этой беспечности".
Министр обороны России своим приказом запретил впредь до особого распоряжения транспортировать подводные лодки способом, каким транспортировалась затонувшая субмарина "К-159". Атомная подводная лодка "К-159" буксировалась на завод для утилизации с помощью 4 понтонов, поддерживающих ее на плаву. При шторме оторвался сначала один понтон, а затем и остальные. В результате лодка затонула.
Как пояснил корреспонденту РИА "Новости" представитель штаба Северного флота, лодки, подобные "К-159", дожидаются своей утилизации на базах по 10-15 лет после списания. "Простояв все это время в отстойниках, они ржавеют и при буксировке возникают определенные трудности. Находящиеся на лодках моряки следят при транспортировке за уровнем воды, за появлением пробоин и возникновением других проблем. По мнению военных экспертов, с учетом нынешнего печального опыта надо подумать о технических средствах контроля, которые заменят людей на буксируемой подлодке", - сказал собеседник РИА "Новости".
Сергей Иванов сообщил, что подготовка плана подъема АПЛ "К-159" может занять несколько месяцев. "Пройдет несколько месяцев, прежде чем будет готово безопасное техническое решение на подъем "К-159", - сказал министр журналистам.
"Говорить о сроках подъема лодки пока преждевременно", - отметил он. "К подъему надо подойти без легкомыслия", - подчеркнул Иванов.
Главком ВМФ Владимир Куроедов уточнил, что флот готов приступить к подготовке плана. По его словам, поисковые работы и осмотр лодки будут продолжаться еще несколько суток для более детального осмотра места затопления "К-159" и составления подробного плана, чтобы в дальнейшем провести судоподъемные работы.