На первом этапе реформирования предполагается разделить функции государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте и создать ОАО "Российские железные дороги".
В рамках ОАО будут сформированы самостоятельные структурные подразделения для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности: дальних пассажирских перевозок и пригородного сообщения, специализированных грузовых перевозок, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей и других видов деятельности.
На первом этапе предполагается также провести приватизацию госпредприятий, "входящих в потенциально конкурентный сектор и не связанных непосредственно с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте", отмечается в программе.
На втором этапе предполагается реформировать ОАО "Российские железные дороги" путем создания дочерних акционерных обществ, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности /грузовые перевозки, ремонт и т.п./. В качестве дочернего общества ОАО будет создана также федеральная пассажирская компания с региональными дирекциями. С учетом административно-территориального деления государства будут созданы АО - пригородные пассажирские компании с участием региональных и муниципальных органов власти.
В ходе реформы государство должно разработать механизм финансовой поддержки пассажирских перевозок, обеспечить равный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта независимых транспортных организаций, а также создать условия для укрупнения независимых компаний-перевозчиков и повышения доли принадлежащего им парка вагонов.
"К концу второго этапа в распоряжении указанных компаний должно находиться не менее 50 процентов парка грузовых вагонов", - отмечается в программе.