Ислам постепенно входит в жизнь Европы, причем не только через внешние контакты, но и внутренние демографические процессы. Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария и Италия вынуждены считаться с растущей мусульманской общиной. С юга в Европейский Союз стремится попасть Турция, еще более усиливая в нем исламский элемент.
В ближайшие годы следует ожидать усиления мусульманского фактора внутри России, где сегодня проживают около 20 млн мусульман. По оценкам экспертов, через три десятилетия численность мусульман в Российской Федерации может достигнуть 30-40 млн.
В то же время, после терактов 11 сентября в США, а также последовавшей за ними серии терактов в различных государствах, в том числе и в России, в мире нарастает исламофобия, хотя терроризм - не является порождением ислама и не имеет религиозной природы. Отгородиться от мусульман, как и от любой другой части общества невозможно. Искусственная изоляция, отгораживание от мусульманской общины в России и в любой другой стране приведет к религиозной розни.
Чтобы не допустить развития конфликта между мусульманами и представителями других религий, в первую очередь речь идет о христианах, необходимо наладить межконфессиональный диалог. Чтобы ужиться друг с другом - нужно понять друг друга.
Со своей стороны, мусульмане также не должны замыкаться внутри общины и стремиться к тому, чтобы адаптироваться в том обществе, в котором они живут. Адаптироваться - не значит потерять свою религиозную и национальную принадлежность.
Опыт России уникален. Большинство российских мусульман - татары. Татары волею судеб оказались северным форпостом ислама, окруженного православным миром. Находясь на границе Запада и Востока не только географически, но и в культурном плане, они создали собственную субцивилизацию.
В России не действует шариат и большинство населения составляют православные. Мусульмане должны подстраиваться под этот образ жизни. Российские условия для мусульман не привнесенные и не вынужденные, они родились в этой стране, считают ее своей, а не чужой. Эта страна не хуже и не лучше, чем мусульманские государства, она просто другая. И задача российских мусульман состоит в том, чтобы выработать опыт праведного пути в этих условиях.
Миллионы мусульман выросли в России с убеждением, что должны жить в светской стране, считаясь с той культурой, которая выработана за многие столетия. Богословы из мусульманских стран не могут нас научить жить, имамы, которые учились в Саудовской Аравии и слепо следуют своим заморским учителям, могут привнести только непонимание и раздор. Они будут призывать к строгому исполнению средневекового шариата, в то время как многие его нормы в принципе не могут исполняться в России.
В сходных условиях находятся мусульмане Европы. В мире нет однородности, он становится взаимосвязанным. Никто не может создать изолированную исламскую среду. И нет нужды стремиться к такому "идеалу", потому что ислам не отрицает христианство или образ жизни других народов, он учит находить с ними общий язык.
В татарской среде существует специфическая форма реформированного ислама. Носителями его являются татары России, Центральной Азии, Польши, Литвы и балтийских стран. В XIX веке татарские теологи Курсави и Марджани, опираясь на категорию иджтихад /свободомыслие, критическое самостоятельное мышление/ отвергли традицию следования авторитетам и предложили каждому образованному человеку самостоятельно читать Коран.
Ислам постепенно становился частным делом, не опосредованным общиной. Начавшаяся реформация ислама /джадидизм/ затронула систему образования, общественную мысль, этические нормы, она придала динамизм всем общественным процессам у татар. К началу XX века джадидизм стал господствующим направлением ислама среди поволжских и крымских татар. Галимжан Ибрагимов - классик татарской литературы - назвал джадидизм "новым взглядом на мир, превращением из Востока в Запад".
Роль ислама в сохранении татарского народа трудно переоценить. В эпоху христианизации язык, культура и религия спасли народ от ассимиляции. Ислам объединял татар в общины и создавал механизмы взаимной поддержки. Он консервировал традиции, и благодаря этому сохранилась этничность. Но к ХIХ веку перед татарами возникла иная задача: не выживать, а развиваться.
Движение джадидизма возникло из сравнения отсталого Востока и быстро развивающейся Европы. Джадиды увидели основной выход в современном образовании и открытости к культурным достижениям других народов, они призывали учиться у Европы. Лучшие татарские медресе были джадидскими. Выдающиеся татарские мыслители, писатели, общественные деятели ХIХ-ХХ веков вышли именно из этой среды.
Проблему национальной культуры начала XX века яркий представитель татарской интеллигенции Хади Атласи определил следующим образом: "Перенять европейскую культуру на основе ислама, соединив их как тело с душой" /1910/. Современное татарское общество, возрождая традиции ислама, демонстрирует дальнейшее его реформирование, что связано с потребностью в высоких технологиях, современной системе образования, новых, в том числе западных, идеях. Нормы шариата, хорошо служившие в средние века, могут оказаться непригодными в ХХI веке.
Ислам для своего времени был самым передовым мировоззрением. Восток благодаря исламу стал средоточием высших знаний и мудрости. Мусульмане не только молились, глядя на Мекку, но и ориентировались на культуру Востока. Затем мусульманский мир впал в спячку и до сегодняшнего дня не может преодолеть отсталость. Самолеты, автомобили, космические станции, все более или менее серьезные научные открытия делаются на Западе. Величие культуры в прошлом не является аргументом в ХХI веке. Нельзя сидеть, восхищаясь прошлым и тем самым утешать себя.
Татарский вариант ислама прагматичен, при этом его нельзя назвать поверхностным, ибо он опирается на развитую систему религиозного и светского образования. Он органично соединил мусульманские ценности с идеями либерализма и демократии, а потому его можно назвать "евроисламом".
По социологическим опросам, среди татарской молодежи свыше 80 проц считают себя мусульманами, но только 2 проц посещают мечеть раз в неделю, 4 проц - раз в месяц. Откровенных атеистов в Татарстане меньше 1 проц, но и соблюдающих все религиозные обряды мало. Для татар внешние зримые признаки мусульманина перестали быть ценностью. Ислам стал скорее частью культуры. Тем не менее, большинство население причисляет себя к мусульманской общине.
В Татарстане ислам не вмешивается в государственные дела, строго придерживаясь конституции, поощряет индивидуализм, развитие творческого начала в человеке, приветствует всякую общественную деятельность как богоугодную и является стимулом для перехода к рыночной экономике. Татарская молодежь стремится в современные университеты, а некоторые ориентируются на европейские учебные заведения, предпочитая из иностранных языков английский.
Среди татар (горожан/селян) число желающих, чтобы их дети знали арабский язык составляет 13 проц /25 проц/, турецкий - 10 проц /19 проц/, западноевропейские - 74 проц /33 проц/. Среди татарской молодежи количество желающих изучать западноевропейские языки еще выше, чем среди их родителей. Тенденция такова, что арабский остается ритуальным или же профессиональным языком, а из иностранных языков "массовым" становится английский.
Если мы не будем учиться у Европы, тогда "КамАЗ" проиграет "Вольво" и "Мерседесу", казанские вертолеты окажутся хуже, чем у "Еврокоптера" и пассажирские самолеты не смогут конкурировать с "Боингом".
Опыт татарских мусульман может являться примером для многих других последователей Ислама, живущих в странах, где эта религия не является господствующей. Татары полностью интегрированы в российское общество, они не замыкаются в своей среде, при этом они не теряют своей религиозной и национальной идентичности. В свою очередь и государство не воспринимает их как чужеродный элемент.
/Мнение автора может не совпадать с мнением редакции РИА "Новости"/