Рейтинг@Mail.ru
Интервью заместителя председателя правительства России Владимира Яковлева корреспонденту РИА "Новости" Алле Исаевой - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью заместителя председателя правительства России Владимира Яковлева корреспонденту РИА "Новости" Алле Исаевой

Читать ria.ru в
Дзен
Интервью заместителя председателя правительства России Владимира Яковлева корреспонденту РИА "Новости" Алле Исаевой. Вопрос. "Владимир Анатольевич, Ваша поездка по российским портам на Каспии, с одной стороны, подтвердила стратегический характер этих транспортных узлов, с другой - навела на мысль о какой-то стихийности, едва ли не случайности решений по их развитию. Какая-то концепция в этом отношении вообще существует?" Ответ. "Концепция есть давно, она появилась на основе современной техники, технологии, интегрированности в европейское сообщество. Абсолютно понятно, что транспортные коридоры - те, о которых говорили 10-15 лет назад как о несбыточной фантазии, - сегодня уже реальность. Поэтому мы и говорим о том, что транспортные коридоры России и международного сообщества решат многие задачи. Один из более благоприятных для взаимоотношений коридоров - "Север-Юг". Это транспортная магистраль, которая позволит совершать быстро транспортные операции, начиная от Индии, Ирана, через...

Владимир Анатольевич, Ваша поездка по российским портам на Каспии, с одной стороны, подтвердила стратегический характер этих транспортных узлов, с другой - навела на мысль о какой-то стихийности, едва ли не случайности решений по их развитию. Какая-то концепция в этом отношении вообще существует?

- Концепция есть давно, она появилась на основе современной техники, технологии, интегрированности в европейское сообщество. Абсолютно понятно, что транспортные коридоры - те, о которых говорили 10-15 лет назад как о несбыточной фантазии, - сегодня уже реальность. Поэтому мы и говорим о том, что транспортные коридоры России и международного сообщества решат многие задачи. Один из более благоприятных для взаимоотношений коридоров - "Север-Юг". Это транспортная магистраль, которая позволит совершать быстро транспортные операции, начиная от Индии, Ирана, через Россию - Каспийское море, волжские магистрали, либо железные, автомобильные дороги через Центральную Россию - на Северо-Запад и дальше - в Центральную Европу.

Вот для этого необходимо, приняв решения, четко выполнять свои обязательства. Если мы говорим, что по водным маршрутам нам необходимо выполнить работы по реконструкции шлюзов, поскольку они находятся в сети транспортных коридоров, то мы их должны выполнить, поправив технологии, с расширением, так, чтобы проходили суда с европейскими стандартами. Если это нефтеналивные суда, то они обязательно должны быть с двойным корпусом. Для этого необходимо выполнить ряд реконструктивных работ. Если мы говорим в принципе о движении грузов с юга - из Ирана, Индии, то необходимо расширять портовые мощности. Это как раз Астрахань, порт Оля и Махачкала. Абсолютно понятно, что эти порты сегодня востребованы. И абсолютно понятно, что к этим портам сегодня есть предвзятое отношение со стороны, ну не всего международного сообщества, но отдельных людей, которые занимаются бизнесом и готовы пропагандировать другую тему - тему какого-то другого пути. Я уверен, что сегодня, если мы еще придадим импульс для развития Махачкалинского порта и порта Оля, то большую часть грузов Каспийского бассейна мы можем перегрузить на себя. Тем более, что в Оля появились компании из Петербурга, которые очень здорово развили терминалы питерские и сегодня очень заинтересованы в том, чтобы порт Оля развивался, чтобы там появлялась новая техника и технологии, чтобы они уже могли принять участие в иранских портах, что тоже важно. Тогда уже это будет четкое понимание на большую перспективу, что эти грузы пойдут именно через эти порты.

Недавно была озвучена идея образования международного Консорциума по эксплуатации коридора. Наверное, это позволило бы привлечь дополнительные инвестиции и в развитие. Насколько эта идея перспективна и реалистична?

- Это действительно может привлечь дополнительные инвестиции. Эта тема реальная, и она в течение двух-трех лет может получить реальное звучание в плане каких-то проектов, которые будут осуществляться. Есть политика по отношению к Ирану, Соединенным Штатам Америки, странам Европы, но в принципе, экономика здесь играет главнейшую роль, и поэтому такой консорциум - Россия, Германия, Иран - может иметь право на жизнь в самое короткое время.

То есть, консультации уже начались?

- Компании об этом давно ведут консультации. В частности, питерские компании коридорные, которые уже активно работают на этом рынке, такие переговоры ведут. Такие же разговоры идут, формальные и неформальные, на уровне государственных структур".

Будучи на Каспии, наверное, невозможно обойти болезненную тему осетра. Президент недавно сказал о возможности введения госмонополии на лов этой рыбы. Таких решений пока не готовится?

- Я думаю, наверное, это было бы неплохо сделать. Но самое главное - решать более оперативно все вопросы, связанные с главным периодом - периодом нереста, когда нужно более четко учитывать все возможности рыболовного промысла. Это касается всего рыбного хозяйства на всей территории России. Мы недавно рассматривали это на правительстве и, заслушав информацию Госкомрыболовства, промысловых компаний, регионов, убедились, что иногда нерест проходит в течение от восьми часов до нескольких суток, а решение принимается в течение месяца. Поэтому надо дать больше прав либо министерству, либо комитету для того, чтобы эти решения оперативно принимать.

Обратимся к другой из Ваших сфер ответственности - жилищно-коммунальному комплексу. Правительство уже признало, что реформа ЖКХ пошла не так, как задумывалось, и готовится скорректировать свою программу. Вы могли бы хотя бы тезисно обозначить ошибки и задачи?

- Не совсем простой вопрос и самое главное, что многое из того, о чем мы говорим, является бедствием на нашем начальном пути, когда шел один разговор - только в пользу повышения тарифов. Это испугало многих. Второе - то, что создавалась система приобретения бесплатного жилья - так называемого плана приватизации. Сегодня чем отличается квартира приватизированная от квартиры арендной? Да ничем. То есть, необходимо создавать было сразу четкие понятные взаимоотношения и условия - какие права и кто имеет. Тогда можно было бы более активно вести разговор о создании товариществ собственников жилья, что тоже было на первом этапе не очень здорово и прорекламировано и доведено до населения. Почему? Потому что, когда говорили о кондоминиуме, - новое иностранное слово сразу испугало людей. Что это такое? Это значит, начальники хотят все, всю ответственность за состояние жилья - плохого, с недостатками - возложить на население? А за счет чего они будут все это восстанавливать?

Вот эти начальные неправильные шаги и создали много негативных предпосылок. В то же время сегодня понятно и второе - что бесплатный сыр бывает в мышеловке, что за все надо платить. Но при этом мы должны четко понимать параметры - за что платить. Население не может платить за то, что у нас происходят постоянные аварии на теплотрассах, водокачках, очистных сооружениях. Почему мы должны платить? Они задают вопрос: почему с повышением различного рода тарифов качество услуг не улучшается. Хотя, на самом деле, если изначально не решается вопрос стопроцентной оплаты за ту или иную услугу - сейчас не имеет значение, население это платит, либо это государство доплачивает, - только предприятие без стопроцентной оплаты эту услугу всегда будет оказывать некачественно, потому что у него всегда чего-то не хватает, а если даже всего хватает, у него есть чисто формальная причина.

И, к сожалению, все эти годы, особенно последнее десятилетие, жилищно-коммунальное хозяйство было таким пасынком, на которого все сваливали и которому, в принципе, ничего не решали. Если система чисто коммунальных услуг, такая как РАО "ЕЭС России", "Газпром" имели возможность как естественные монополии повышать тарифы, то, что касается непосредственной эксплуатации жилья, то там тарифы практически не повышались. И только за счет того, что повышалась составляющая электрики, тепла, воды, газа шла нагрузка на население. Поэтому это тоже неправильно было доведено до населения. Это тоже наша большая ошибка.

Сегодня что можно сделать. Сегодня необходимо более четко определиться с понятием "приватизированное жилье". То есть, если это приватизированное жилье, человек должен понимать, что и он несет ответственность за это жилье. Но при этом у него есть четкие права. Сегодня приватизированная квартира - это просто оболочка, документ - ничего другого нет. Это первое.

Второе. Необходимо действительно создать слой товариществ собственников жилья, создать им ряд условий, по которым они бы могли объединяться.

Третье, что необходимо - избавится от тех долгов, которые накопились в жилищно-коммунальном комплексе. А их немного немало: 254 млрд - кредиторка, 230 млрд - дебиторская и 4 с лишним миллиарда - долги по зарплате. Если с этим не разобраться, ничего не решить, то дальше процесс пойдет тоже сложно.

Четвертое. Необходимо создать рынок коммунальных услуг. И сегодня уже есть пример - те же РАО "ЕЭС" и "Газпром", объединившиеся с банковскими структурами. Я уже неоднократно провел встречи с другими банковскими компаниями и представителями бизнеса, которые тоже могли бы войти в этот рынок. Почему я об этом говорю, и почему так активно уже начинают входить в рынок. Потому что порядка 70 процентов услуг в этом рынке все-таки уже начинают оплачивать. А это уже какой-то свет в конце тоннеля, что на каком-то этапе будут оплачивать все.

Необходимо четко определиться с тарифной политикой. Нельзя все, о чем я говорил, вешать на население. Необходимо до конца провести финансовые, технологические, технические аудиты со всеми компаниями, которые работают в жилищно-коммунальном секторе.

Необходимо разобраться с компаниями и предприятиями коммунальными. Их сегодня 54 тысячи. Их необходимо перевести, скорее всего, в акционерные компании со стопроцентным государственным капиталом, для того, чтобы более оперативно можно было вмешиваться в управление процессом в жилищно-коммунальном комплексе.

Безусловно, необходимо сегодня внедрять самые современные технологии по энергетической эффективности, заменять оборудование и так далее. Абсолютно понятно, что на многих территориях, особенно в сельской местности, в небольших городах, в пригородах котельные используются с теплотрассами на дальние расстояния. Зачем это делать, когда уже есть сегодня мини-котельные, либо квартирные котельные, которые при газификации могли бы решать многие задачи?

И так далее, таких вопросов очень много.

В середине сентября вопрос о жилищно-коммунальной политике будет рассматриваться правительством.

Могут ли граждане надеяться, что уточнение планов правительства на отразится на их кошельках? Ведь во многих регионах, по отзывам населения, коммунальные платежи уже дошли до абсолютного максимума.

- Давайте объективно. До ста0 процентов, наверно, мы дойдем, но не очень быстро, поскольку, по постановлению правительства, это будет не раньше 2008 года. Самое главное - в другом: надо четко дифференцировать. Те, кто могут платить, - должны платить, а тем, кто не может платить, необходимо дотировать из регионального, либо, в зависимости от того, у кого какие льготы, из федерального бюджета. Но при этом необходима адресность этих субсидий, дотаций. Сегодня в восьми регионах ряд городов в плане адресности уже работают и доказали, что эта практика даст хорошие результаты. Поэтому я дал поручение Госстрою составить график внедрения адресности по территориям. То есть не говорить уже: вот это хорошо, вот это надо, а уже четко - внедрить. Второе - я дал поручение Госстрою до 15 августа закончить все, что связано с инвентаризацией задолженности, чтобы, начиная с 15-16-го, вместе с министерством финансов четко по регионам разобрались, кто за что отвечает, кто кому должен, чтобы поставить точки над всем. Если необходимо оказывать поддержку и помощь, то не просто оказывать, а знать, в какое время эти деньги должны вернуться в государство.

Что должно привлечь бизнес в этот сектор?

- Емкость коммунальных услуг в рынке ЖКХ - 723 млрд рублей. Это большая цифра, и она действительно должна привлекать внимание.

Но надо правильно распорядиться этой цифрой, надо понимать, что здесь происходит. Ведь давайте объективно: 220 с лишним миллиардов - это трансферты, субсидии, ссуды из федерального бюджета. Как они расходуются, на что они расходуются? Надо ли расходовать на все помаленьку или необходимо сконцентрировать усилия на каких-то правильных технологических программах, которые создают условия для дальнейшего благополучия? Допустим, взять по территории и сделать газификацию. Это решение вопросов - сразу сокращает затраты на тепло. Либо может быть замена оборудования в котельных - там, где газификация уже произведена, поскольку оборудования много устаревшего. Либо модернизация сетей. Но так, чтобы это было реально видно. А когда бесконечно ремонтируется все - более 100 тысяч аварий происходит на территории России по теплу - и все равно эти аварии устраняются. Значит, это затраты, которые произошли сиюминутно, но эффекта дальнейшего они не дают. Поэтому, может быть, анализируя аварийную ситуацию, анализируя изношенность наших сетей, а мы знаем, что износ сетей и оборудования - более 60 процентов, - может лучше, рассчитав схемы различные, изменить эту систему - направить средства на воспроизводство.

Сложная ситуация сложилась в этом году с завозом топлива и продовольствия по обмелевшей Лене в Якутию и на север Иркутской области. Еще остается надежда, что северный завоз в эти регионы будет выполнен на 100 процентов?

- Северный завоз будет выполнен. Мы рассматривали этот вопрос у меня на совещании. Я дал поручение Минтрансу выполнить дноуглубительные работы в верховьях Лены на участке порядка 300 км - до Усть-Кута. Сейчас работы такие ведутся. Министерство финансов подтвердило выделение средств на эти работы. До Усть-Кута накопилось большое количество грузов, которые необходимо по реке поднять до Олекминска, Якутска и туда дальше. Сегодня уже появилась такая возможность - Лена поднялась на 30 см в результате ливневых дождей, и грузы уже пошли. С учетом дноуглубительных работ, я думаю, мы с этой задачей завоза справимся. Но порядка 126 тысяч тонн все-таки, наверное, необходимо отправлять из Мурманска через бассейн морского пути до устья Лены.

Называлась цифра в 100 млн рублей для решения этой проблемы.

- Там цифра гораздо больше, и она, в общем-то, учтена. На сегодняшний день мы посчитали возможным не выделять 450 млн, а выделить примерно в половинном размере, чтобы начинался процесс, а потом уже будем решать, как дальше - надо или не надо. Это все связано с дополнительными расходами по переброске грузов.

От традиционно проблемной Камчатки пришел пока робкий, но все же тревожный сигнал о том, что отопительный сезон не начнется вовремя из-за долговых проблем.

- Ничего себе робкий... Это старая тема. Несколько лет назад, а точнее в 1998 году, брали кредиты в порядке, по-моему, 200 млн долларов по Камчатке. До сих пор эти деньги не компенсированы. Естественно, не решен главный вопрос - каким образом они будут компенсироваться, возвращены банкам. Это брали энергетические компании при участии местных властей. И на сегодняшний день, конечно, тема завоза топлива для Камчатки является одной из приоритетных. Поэтому часть вопросов решается с участием федерального бюджета, а основную часть должны местные власти и энергетические компании решать сами. Из 5,5 млрд рублей, которые из федерального бюджета предоставляется регионам в том числе на подготовку к зиме, Камчатке также будет оказана помощь. Эта помощь вообще предоставляется 76 регионам.

Что будет с курируемым Вами министерством путей сообщения после выделения из него АО "РЖД"?

- Принципиально вопрос уже решен. Где-то в сентябре будет слушание на правительстве, и в октябре, скорее всего, появится уже РАО "РЖД". Вторая часть, которая была в министерстве путей сообщения, скорее всего, может превратиться в департамент министерства транспорта, также как департамент речного транспорта, морского транспорта.

Решение по МПС можно ждать до конца года?

- Да. Это возможно в ближайшее время.

Не знаю, насколько любимой для Вас является тема, связанная с любимым городом. Но, тем не менее - намерены ли Вы, как человек, долго управлявший городом, и мнение которого важно для его жителей, рекомендовать своим землякам того или иного кандидата в качестве нового губернатора?

- Тема как город действительно любимая, а тема гадания на кофейной гуще - очень не любимая. Поживем - увидим, потому что было 32 кандидата, потом осталось 13, кажется, сколько останется непосредственно перед выборами - я не знаю. Я могу сказать только свое слово - не знаю, какое оно будет веское или не веское - уже непосредственно накануне выборной кампании. Потому что тут как-то недавно мне задавали журналисты вопрос - спрашивали кто реальный претендент. Я сказал, что реально на сегодняшний день по всем положениям, исходя из ситуации, которая происходит, - Валентина Ивановна Матвиенко. Тут же поступил запрос в суд от одного из кандидатов, - мол, зная, что у губернатора Санкт-Петербурга Яковлева Владимира Анатольевича все-таки такой авторитетный голос, хотелось бы, чтобы он не участвовал в выборной компании, поскольку он является государственным служащим. Поэтому я пока воздержусь. А то потом предъявят мне претензии и вашей кампании тоже.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала