По его словам, предложение президента нацелено на получение поддержки курса правительства в Госдуме.
"Имеется в виду заложить некую традицию более активного участия парламента в формировании правительства с возникновением взаимной ответственности парламентского большинства перед правительством и правительства - перед парламентским большинством",- сказал чиновник в беседе с журналистами.
По Конституции, правительство слагает полномочия перед вновь избранным президентом России. Таким образом, новой Государственной Думе, выборы в которую состоятся в декабре 2003 года, предстоит после выборов президента в марте 2004 года утверждать нового премьер-министра, а тому - формировать новое правительство.
"Не имеется в виду в том или ином виде переход к парламентской республике,- сказал чиновник, говоривший на условиях анонимности.- Имеется в виду, не меняя законодательство и, упаси Господи, не меняя Конституцию, заложить традицию участия парламента в формировании правительства".
Предложение о формировании правительства с опорой на парламентское большинство, прозвучавшее в послании президента парламенту в мае нынешнего года, вызвало различные трактовки со стороны политиков и политологов. В том числе, говорилось о возможности формирования правительства из членов победившей на выборах партии.
Однако, по словам информированного чиновника, на самом деле имелось в виду, что при условии формирования устойчивого парламентского большинства в Думе нового созыва, вновь избранный президент мог бы провести предварительные консультации с этим большинством по кандидатуре премьер-министра перед тем как, согласно Конституции, вносить ее на утверждение всего парламента.
Кроме того, по словам этого чиновника, Путин думал и о возможности предварительного обсуждения с парламентским большинством политики будущего правительства по различным направлениям и даже о "широких консультациях" по конкретным кандидатурам членов кабинета, которые будут проводить эту политику. При этом президент не имел в виду изменение порядка внесения и утверждения этих кандидатур.
По Конституции, кандидатуры членов правительства вносятся премьер-министром и утверждаются президентом, без участия парламента.
"Тем самым возможно достижение неких системных договоренностей о поддержке парламентским большинством политики правительства. Это нормальный политический диалог. Можно называть его "торг" или "договоренности", но это - нормальный политический процесс",- сказал чиновник.
Он признал, что "политические договоренности вечными не бывают, но на какой-то период позволят добиться в большей степени взаимодействия между парламентом и правительством".
Как заметил чиновник, несмотря на то, что в экономическом блоке нынешнего правительства много сторонников СПС и партия имеет реальное влияние на кабинет министров, одноименная фракция очень редко поддерживает в Думе экономические инициативы правительства. Такую ситуацию чиновник назвал "странной".
"Формирование правительства, начиная от кандидатуры премьера, должно проходить в тесном диалоге с парламентским большинством, которое при этом возьмет на себя некие неформальные обязательства по работе с кабинетом министров",- сказал он.
"А правительство будет ощущать ответственность перед этим парламентским большинством",- сказал чиновник, добавив, что такой порядок может стать фундаментом новой политической традиции.