Впервые показанная в Русском музее в честь 300-летия Санкт-Петербурга, она входила в официальную программу президентов России и США на юбилейных торжествах, а теперь развернута в Государственном музее архитектуры /МУАР/.
Впервые после почти векового забвения достоянием зрителя в России стал комплекс архивных снимков из собрания Библиотеки Конгресса США, сделанных незадолго до Первой мировой войны. Проект назван "Чудеса фотографии" - так же, как наименовал свою последнюю выставку, показанную в марте 1918 года в Зимнем дворце, Сергей Прокудин-Горский /1863-1944/. В той давней экспозиции представала разноликая страна, запечатленная в путешествиях автора по России.
Пионер цветной фотографии из Петербурга, ученик Менделеева был выпускником прославленного Технологического института, постигал живопись в Императорской академии художеств, а тайны светописи - в Берлине и Париже. В 1906 году он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и награду в Ницце за достижения в цветной фотографии, а вскоре загорелся идеей создать объемный и яркий портрет Российской империи. Он задумал применить потенциал цветной фотографии в систематическом фотообзоре жизни страны.
С этим планом в 1908 году Прокудин-Горский обратился к Николаю Второму, объяснив царю принципы устройства особой фотокамеры, способной трижды в быстром темпе экспонировать одну продолговатую пластинку через светофильтры разного цвета /красный, зеленый и синий - по основным частям спектра/.
Проектор прокудинской конструкции сводил три изображения воедино, и на экране возникал полноцветный кадр.
Но главную задачу изобретатель ставил просветительскую: с помощью "оптических цветных проекций" рассказать российским школьникам об истории и культуре страны, приобщить их к техническому прогрессу. В лекциях, которые во множестве Прокудин прочел по всей стране, ему помогал "волшебный фонарь" с тремя цветными линзами.
Дерзкий план заинтересовал императора, и энтузиаст тут же отправился в путь. В 1909-12 годах он объездил 11 регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне с темной комнатой-лабораторией, который предоставило министерство путей сообщения, и имея мандат на доступ в секретные зоны и содействие со стороны чиновников.
Первыми объектами съемки стали Мариинский канал и заводы Урала, и уже в марте 1910 года августейший заказчик увидел результаты трудов фотографа. Затем Прокудин отправился на Волгу, далее - в Туркестан и Афганистан, а к столетию победы в Отечественной войне 1812 года зафиксировал памятные места, связанные с наполеоновской кампанией в России. Последние маршруты вели на Камско-Тобольский водный путь и Оку. В 1912 году фотолетописец остался без поддержки властей, но в годы Первой мировой войны она возобновилась - Прокудину было поручено отснять Мурманскую железную дорогу.
Планы энергичного ученого разрушила революция - летом 1918 года он был вынужден отправиться в эмиграцию. Через Норвегию добрался до Англии, где в 1922 году получил патент на "фотоаппарат для цветной кинематографии". Позже осел во Франции и глубоким стариком умер в Париже вскоре после освобождения от гитлеровской оккупации. А в 1948 году сыновья Прокудина продали Библиотеке Конгресса США архив русского "чудодея" - фотоальбомы и негативы на больших стеклянных пластинах.
Ныне 1900 тройных цветоделенных негативов, поистине уникальных, хранятся в США, где в 1980 году наконец приступили к публикации наследия мастера: в Нью-Йорке был издан альбом его цветных фоторабот.
Первая выставка избранных снимков прошла в 1986 году в Библиотеке Конгресса США /Вашингтон/. А два года назад в разных городах Америки показали серию цветных фотографий Прокудина - благодаря новейшей технологии цифровой хроматографии со старых диапозитивов сделали отпечатки.
Цветные снимки начала XX века реанимировал Вальтер Франкхаузер, сумевший сложить три монохромные "картинки" в одну полихромную. С помощью сканирования при очень высоком разрешении подлинные авторские диапозитивы превратили в компьютерные файлы - красный, зеленый и синий, по системе Прокудина. Оставалось лишь совместить их, цифровым методом "нанизав" друг на друга, и откорректировать единый файл, с которого печатается яркое, будто сегодняшнее, фото.
Изобретателю цветной фотографии было интересно многое: он снимал железные дороги и корабли, заводские цеха и мосты, православные храмы, украшенные фресками, мечети и медресе, амбары и поместья, села Средней России, горного Кавказа и станы кочевников Азии, правителей и скромных ремесленников, хлопковые поля и чайные плантации.
Будто застывшие кадры фильма, мы видим все многообразие жизни России вековой давности в залах МУАР, отведенных темам: "Архитектура", "Этническое разнообразие", "Транспорт", "Люди за работой". Есть на выставке и автопортрет Прокудина, присевшего на камне у горного ручья, - внешностью этот старый русский интеллигент удивительно напоминает Чехова.