По его словам, для российских компаний существуют ограничения по экспорту нефти из-за недостатка экспортных мощностей. В связи с этим российские нефтяные компании ищут любую возможность для увеличения экспортных возможностей, и их внимание привлек порт "Южный" вблизи Одессы. К нефтеналивному терминалу в Одессе нефть может быть доставлена по нефтепроводу Одесса-Броды, который может работать в реверсном режиме, то есть прокачивать нефть из магистрального нефтепровода "Дружба" в направлении Одессы.
Сейчас сооруженный в 2001 году нефтепровод простаивает в ожидании наполнения технической нефтью.
При этом Сэйджерс отметил, что в более длительной перспективе Россия завершит "реализацию крупных транспортных проектов по развитию новой экспортной инфраструктуры по транспортировке нефти в совершенно новых направлениях".
Как пример, эксперт привел строящийся нефтепровод в Китай и Мурманск. По его словам, поиск новых путей транспортировки связан с ростом добычи Россией сырья.
Так, по данным Минэнерго РФ, объем добычи нефти в России в первом полугодии 2003 года составил 202,36 млн тонн, что на 11 проц превышает аналогичный показатель прошлого года. Добыча нефти в РФ по итогам 2002 года увеличилась по сравнению с 2001 годом с 348 до 380 млн тонн.
Поэтому, по словам Сэйджерса, в отдаленной перспективе, если другие проекты России по развитию экспортных путей будут успешно осуществляться, то "Украина как коридор для российской нефти будет менее важной". "В определенном смысле это уже происходит", - сказал эксперт.
По его словам, сооружение ветки обходного трубопровода Суходольск-Родионовка "привело к значительному снижению важности Украины как экспортного коридора".
Говоря об ограниченной пропускной способности турецких проливов Босфор и Дарданеллы, Сэйджерс отметил, что если объемы транспортировки нефть по украинской территории будут составлять около 9 млн тонн нефти в год, то это никак не отразится на загрузке проливов.
Ранее Турция заявила, что не сможет пропускать через проливы крупные танкеры. Наблюдатели связывали такую позицию страны с попытками лоббировать строительство так называемого Основного экспортного трубопровода - Баку /Азербайджан/ - Тбилиси /Грузия/ - Джейхан /Турция/.
Вместе с тем Сэйджерс высказал сомнения в успешной реализации проекта по использованию трубопровода Одесса-Броды для доставки каспийской нефти в Европу. По его словам, из-за дороговизны сырья, доставленного в европейские страны через территорию Украины, оно станет неконкурентоспособным по сравнению с российской нефтью.
"Если вы не можете сегодня продать нефть в Польше, то какой смысл достраивать трубопровод" до Гданьска, - подчеркнул Сэйджерс. По его словам, к поставкам нефти из Каспийского региона также не проявляют интерес Венгрия, Словакия и Германия.
Эксперт КЭИА отметил, что принимая решение, правительство Украины должно учитывать не только вопрос финансовой выгоды, но и геополитическую ситуацию. По его словам, "это будет очень непростое решение".
Ожидается, что на заседании в среду, 16 июля, Кабинет министров Украины примет решение об использовании нефтепровода Одесса-Броды.
Изначально нефтепровод Одесса - Броды был ориентирован для поставки в Европу нефти из Каспийского региона. Для этого сырье должно перекачиваться по нефтепроводу Тенгиз /Казахстан/ - Новороссийск /Россия/ или Баку /Азербайджан/ - Супса /Грузия/, а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу.
Заинтересованность в реализации этого проекта высказали представители Европейского Союза. Против предложения российских нефтяных компаний использовать трубопровод в реверсном режиме высказались послы США и Германии на Украине Карлос Паскуаль и Дитмар Штюдеманн. По их мнению, принятие Украиной предложения России будет означать отказ от транспортировки нефти в европейском направлении.