Как сообщили РИА "Новости" в пресс-центре Дальневосточной железной дороги, в Гродеково также состоится пресс-конференция для российских и зарубежных журналистов, куда они в специальных вагонах прибывают из Хабаровска и Владивостока. На их вопросы ответят руководители Дальневосточной магистрали, пограничники, таможенники.
КВЖД позволила России не только получить выход к незамерзающим портам на тихом океане, но и стать тразитным связующим звеном между Азией и Европой.
22 мая 1896 года в Москве был подписан российско-китайский договор об оборонительном союзе, а 27 августа - договор о предоставлении Русско-Китайскому банку концессии на постройку и эксплуатацию КВЖД по территории Маньчжурии. Согласно условиям контракта через 80 лет дорога безвозмездно передавалась Китаю.
Для строительства дороги в том же году Русско-Китайским банком было образовано акционерное "Общество Китайско-Восточной железной дороги" /уставный капитал к 1900 году составил 5 млн рублей/.
КВЖД, став ответвлением Транссиба, пролегла от Забайкалья через Маньчжурию к Приморью с выходом на Владивосток. Этот путь на 540 км короче нынешней Транссибирской магистрали от Москвы до Тихого океана.
Другая ветвь КВЖД протянулась к взятым у Китая в аренду русским портам Порт-Артур и Дальний. На КВЖД русскими был построен и город Харбин, куда после революции хлынул поток эмигрантов.
В годы Второй мировой войны КВЖД сыграла большую роль в военных действиях Японии в Северо-Восточном Китае.
В 1945 году после поражения Японии правительство Чан Кайши восстановило права СССР на КВЖД. При этом она опять была объединена с южной ветвью и переименована в Китайскую Чаньчуньскую железную дорогу.
14 февраля 1950 года СССР и Китайская Народная Республика подписали договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. В 1952 году бывшая КВЖД была безвозмездно передана КНР со всем имуществом.