Форум-2003 в четверг уже в 8-й раз примет посетителей. Вместе с актуальными художниками и музейщиками, съехавшимися со всей России и даже прибывшими из-за рубежа, им предстоит поразмышлять на тему "Разведка искусством".
Предлагая эту формулировку, участник Форума, его бессменный куратор Георгий Никич исходил из того, что "художник, как разведчик, передает в "центр" полученную информацию или "рапорт" о проделанной работе, и уже другим судить, что именно и во имя чего было создано и содеяно". Иными словами, речь идет об исследовании жизни, в сущности, искусство занимается не в меньшей мере, чем литература или философия.
От рисунков до перформанса и видеоарта, от Цюриха и Калининграда до Владивостока, от анекдота и фарса - до осмысления трагических событий ХХ века: диапазон форума широк во всех смыслах. Авторы 44 проектов - начинающие и признанные художники - "созерцают обычное через призму метафоры".
Темы неисчерпаемы: кто-то, как живописец Алена Кирцова, показывает Соловки на старых фотографиях, помещенных рядом с абстрактными цветовыми плоскостями, эмоционально реконструируя образы из многовековой истории архипелага, кто-то, как Святослав Пономарев, "изучает" привычный деревенский ландшафт, преображая его с помощью негатива /серия "Сияющая тьма"/.
Давид Прозоров рисует поверх фотоотпечатков, превращая небо в яркий витраж, вырастающий из серой городской застройки /"Раскрашенное небо"/.
Андрей Бисти из портретов своих коллег-художников создает монструозные "Клоны", средствами искусства исследуя "новое направление заблуждений человечества".
Но в залах царят не только фотография или живопись. Свои творения художники "растят" из любых подручных средств, будь то аквариум с рыбками, детские игрушки, почетные грамоты, песочница, в которой рождена обманка "Аэрофотографии" Ольги и Александра Флоренских, а то и вовсе презренный материал - туалетная бумага.
Правда, куратор проекта Георгий Никич допустил прозу жизни в "храм искусств" не от наивности или бессилия - он лукаво напомнил о "завоеваниях" искусства в ХХ веке, например, о беспредметной живописи Казимира Малевича или "готовых объектах" Марселя Дюшана.
Дань памяти художнику Владимиру Яковлеву, близкому к нам по времени, но не признанному при жизни, - фотопроект Андрея Горбатюка "Сквозь лед".
Вернуть из небытия лица россиян, по большей части безвестных, призван проект "Освоение Сибири", привезенный из Новосибирска. 10-минутный видеофильм Славы Мизина и Константина Скотникова "Долой эксплуатацию сибирской дикости в современном искусстве!" - лишь вершина айсберга из 12 тыс файлов, собранных в информационный ресурс об истории освоения Сибири и Дальнего Востока.
Особый, "немосковский" акцент придают Форуму 8 проектов, объединенных в "Сеть сетей". Музеи и центры современного искусства Санкт-Петербурга, Новгорода, Петрозаводска, Сыктывкара, Абердина и других из оклеенного фотографиями картона выстроили лабиринт "Новый теплый пейзаж". Так образно они рассказывают о программе международного сотрудничества "60-я параллель". Она стартовала в 2001 году в Сургуте - нефтяной столице Сибири и адресована тем, кто живет севернее 60-й широты.
Свои проекты представили V Красноярская музейная биеннале, Российское объединение театров танца, Содружество музейных работников Поволжья.
Словом, Форум - не обычная выставка, а место встреч и общения, подчеркивает куратор.