Около 9 тыс зрителей пришло за три недели в Самарский областной художественный музей, первым среди музеев российской глубинки принявший столь масштабный и разноплановый форум. В его организации участвовали Госдепартамент США и ряд отечественных бизнес-структур, что доказывает растущий интерес общества к развитию интернациональных культурных инициатив, убежден куратор фестиваля, замдиректора ГМВЦ РОСИЗО Евгений Березнер.
Практически все грани современной мировой арт-фотографии - классику и современность - объединили выставки, демонстрирующие работы 24 авторов из 12 стран Европы, Азии, Америки. Устроители форума стремились показать разные векторы развития фотоискусства наших дней - от черно-белых снимков 1960-х до авангарда цифровой фотографии, стирающей грань между миром реальным и виртуальным. Работы авторитного мэтра Джорджа Краузе и пионеров "цифры" Эда Хилла и Сюзанн Блум, равно как молодых участников фотофорума, пока не видели даже в росийских столицах, но их показ в Москве и Петербурге - лишь дело времени, отметили организаторы. Зрители же с энтузиазмом восприняли такое "встречное движение культур".
И вряд ли кто-нибудь минует без эмоций главный проект фестиваля - развернутую в Тольятти благотворительную выставку "Это Нью-Йорк: фотографии, снятые народом". Город автостроителей 32-м в мире, но первым в России увидел собранные коллективно снимки, запечатлевшие события 11 сентября 2001 года. Прежде этот цикл был показан уже в 10 странах, включая США, Германию, Японию и Францию. Выставка "Это Нью-Йорк" впервые открылась на Манхэттене спустя 10 дней после теракта, и почти год на нее не иссякала очередь, растягиваясь на целый квартал. Через неделю экспонаты переедут в Самару и далее, вероятнее всего, - в Москву. Сейчас ведется поиск спонсоров и подходящего зала в столице, сообщил Березнер.
В решении экспозиции отразилась сущность фотографии как наиболее демократичного вида искусства и общность восприятия горя, к которому не может остаться равнодушен ни один житель планеты. 500 снимков нарочно выставлены без подписей авторов, без названий и даже без рам. Ряды цветных и черно-белых фото, повешенных тесно друг к другу, буквально как белье на веревке - без стен, посреди теннисного корта, воспринимаются как репортаж он-лайн с места события. Сделан он десятками анонимных хроникеров - очевидцев трагедии 11 сентября. Профессионалы и любители на равных участвовали в создании фотоколлекции, присылая снимки по Интернету или принося их авторам проекта. В целом, как рассказал РИА "Новости" его куратор Марк Лубел, набралось около 7 тыс кадров, их дополняет несколько видеопленок и рассказов очевидцев, записанных на видеокамеру.
За неполные два года показа выставки собрано и перечислено в помощь осиротевшим после 11 сентября детям без малого миллион долларов. В Тольятти на нее бесплатно проходит по 600-800 человек в день. По словам арт-директора Хьюстонского фестиваля Венди Уотрис, если бы в США была показана фотохроника трагических событий в Москве, например, связанных с захватом "Норд-Оста", то людские страдания и героизм за океаном приняли бы так же остро и близко к сердцу. "Важно понять степень единой для всех угрозы терроризма и осознать, что человечество может ей противостоять лишь во взаимопонимании и единении", - убеждены кураторы.