Рейтинг@Mail.ru
Легендарный фотограф Лев Бородулин отмечает 80-летие - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Легендарный фотограф Лев Бородулин отмечает 80-летие

Читать ria.ru в
К 80-летию легендарного фотографа советской эпохи Московский Дом фотографии /МДФ/ устроил персональную ретроспективу Льва Бородулина. Выставка мэтра, как никто другой умевшего запечатлеть спорт, в среду откроется для зрителей. Экспозиция в рамках программы "Классики российской фотографии" подготовлена при содействии посольства Израиля в РФ. На Ближнем Востоке Лев Бородулин живет более 30-ти лет: он покинул СССР еще в 1972 году, на пике славы. К тому времени за достижения в спортивной фотографии мастер получил в Мюнхене-1966 золотую олимпийскую медаль, в 1967 году японская газеты "Асахи" объявила его лучшим фотографом года. А еще раньше, в 1964 году, английский ежегодник "Photography Year Book" назвал Бородулина "звездой мировой фотографии". Недомогание помешало юбиляру прибыть на вернисаж, но в Москву на свой праздник он все-таки приехал, рассказали сотрудники МДФ. И привез с собой малую часть обширной коллекции работ, сделанных уже в Земле Обетованной. За годы репатриации Бородулин...
МОСКВА, 25 июня. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. К 80-летию легендарного фотографа советской эпохи Московский Дом фотографии /МДФ/ устроил персональную ретроспективу Льва Бородулина. Выставка мэтра, как никто другой умевшего запечатлеть спорт, в среду откроется для зрителей.

Экспозиция в рамках программы "Классики российской фотографии" подготовлена при содействии посольства Израиля в РФ. На Ближнем Востоке Лев Бородулин живет более 30-ти лет: он покинул СССР еще в 1972 году, на пике славы. К тому времени за достижения в спортивной фотографии мастер получил в Мюнхене-1966 золотую олимпийскую медаль, в 1967 году японская газеты "Асахи" объявила его лучшим фотографом года. А еще раньше, в 1964 году, английский ежегодник "Photography Year Book" назвал Бородулина "звездой мировой фотографии".

Недомогание помешало юбиляру прибыть на вернисаж, но в Москву на свой праздник он все-таки приехал, рассказали сотрудники МДФ. И привез с собой малую часть обширной коллекции работ, сделанных уже в Земле Обетованной. За годы репатриации Бородулин вошел в число известнейших израильских фотохудожников, он активно работает в сфере рекламы и туризма.

Мастер поистине всемирно известен - и как фотограф, и как коллекционер. В послевоенные годы одним из первых он начал собирать фотографическое наследие России. Теперь уникальная музейная коллекция российской фотографии 20 века - "бесценный вклад Бородулина в историю отечественного фотоискусства", отметила в интервью РИА "Новости" директор МДФ Ольга Свиблова.

Посвятить свою жизнь фотографии москвич Лев Бородулин решился в те мрачные годы, когда советская фотошкола, одна из сильнейших в мире, стояла на грани уничтожения. Тоталитарный режим под лозунгом критики формализма вел наступление на искусство, в том числе фотографическое, еще с 1930-х гг. В конце 1940-х годов, в результате кампании "по борьбе с космополитизмом", эпоху русского модернизма практически вычеркнули из истории собственной страны. В годы "железного занавеса" прервалась традиция крупных фотовыставок и международных фестивалей, закрылись лучшие фотографические издания, включая знаменитый журнал "СССР на стройке". Сама же фотография превратилась в "средство наглядной агитации", а профессия фотохудожника, как и система фотографического образования, оказалась ненужной.

В эти "года глухие", окончив Московский полиграфический институт, бывший фронтовик Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией. И, конечно, главное на московской выставке - редкий шанс во всей полноте ощутить яркий след, им самим оставленный в фотоискусстве России. Подхватив эстафету от старшего поколения, мэтр вписал в него совершенно новые страницы. В его творчестве, безусловно, полном своеобразия, заметно влияние классиков советского конструктивизма - Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета. Уже в иное время, с 1950-х годов, Бородулин пытался возродить формальные принципы в фотографии, обратившись к спорту - единственной области, где художник мог быть свободен от идеологических установок.

Наверняка большинство россиян и не вспомнят, как звали автора фотографий советских спортсменов, которые обошли всю страну. Неожиданные ракурсы, авторская печать, умение мастерски схватить мгновение и выстроить композицию делали снимки Бородулина эмблемой эпохи, визитной карточкой страны. Он запечатлевал и лица, и подвиги героев спорта, а вместе с ними - массу безвестных и безымянных энтузиастов, заполнявших площади и стадионы /снимки "Массовое выступление гимнастов" или "Спортивный орнамент"/. Порой, глядя на кадр велогонки "Оторвался:" или "Воробьевы горы", трудно поверить, что перед глазами фото, а не графика. Зато легко вспомнить наследие таких художников, как Дейнека или Лабас.

Разумеется, не обходил мастер вниманием и прочие грани жизни, снимая пейзажи, прежде всего индустриальные и урбанистические, и уличные сценки: "Москва праздничная" 1961 года, "Фонтаны Петродворца", "Ленинградские пионеры". Выразительно решен снимок 1954 года "Москва строится", где на первом плане - не башенный кран в растущих Черемушках, а не успевшая уехать из города корова. Врезался в память облик Муслима Магомаева, начинающего певца, и жанровое фото "Папа, больше жару!", где за утренней зарядкой вместе с детьми запечатлен народный артист СССР Михаил Жаров. И уж вряд ли кто-нибудь забудет рекламу черной икры - "Все для людей!".

Профессия спортивного фотокорра давала определенную свободу передвижения по миру. За 15 лет работы в журнале "Огонек", снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, Бородулин исколесил множество стран. В его объектив в 1960-е попадали разнообразные люди, загадочные для советского человека: хиппи и фермеры, обитатели тропиков /"Мой друг из Африки"/ и европейских столиц /"Папа из Женевы", "Перемена. Поколение Тони Блэра"/, даже посетители казино. Немудрено, если снимки, отразившие жизнь страны в прошлом столетии, у посетителей выставки вызовут ностальгические чувства по эпохе "былого величия", но в первую очередь фотографии, ставшие классикой, будут восприняты как подлинные произведения искусства.

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала