Как сообщил РИА "Новости" по телефону российский сенатор Михаил Маргелов, являющийся заместителем председателя ПАСЕ, российская делегация надеется, что новый докладчик "будет подходить к анализу чеченской проблематики сбалансированно и здраво, принимая во внимание новые политические реалии - прошедший референдум и развивающийся политический процесс в Чеченской республике".
Швейцарскому парламентарию, по словам Маргелова, "нужно будет учесть и плюсы и минусы работы предыдущего докладчика лорда Джадда, оставаться максимально сдержанным и беспристрастным и постараться не повторять главной ошибки своего предшественника, который был излишне эмоциально вовлечен в обсуждение вопроса".
Сенатор также выразил надежду на то, что назначение нового докладчика "позволит переосмыслить сам подход Совета Европы к обсуждению чеченской проблемы".
Парламентская ассамблея - не единственная структура СЕ, которая могла бы помогать политическому процессу в Чечне. В нынешних условиях заметно возрастает роль верховного комиссара СЕ по правам человека, отметил Маргелов.
По его словам, прежний формат обсуждения чеченской проблематики в рамках рабочей группы Госдума-ПАСЕ "во многом себя исчерпал". К тому же состав группы, как и российской делегации в целом, очевидно, претерпит изменения ввиду предстоящих выборов в Государственную Думу.
Тем не менее, Россия "ни в коем случае не уходит от сотрудничества с Советом Европы", она "считает его чрезвычайно важным и полезным по разным направлениям", сказал Маргелов. По его словам, чеченская проблематика - лишь одно из направлений, по которому нужно "вместе искать какие-то новые формы сотрудничества".
Как стало известно РИА "Новости", наряду с кандидатурой Гросса на пост докладчика по Чечне на заседании политкомиссии рассматривалась также кандидатура испанского парламентария Мартинеса Касана. В этой связи наблюдатели напоминают, что именно вокруг этих двух фигур развернулась одна из основных интриг на весенней сессии ПАСЕ. Тогда оба они претендовали на роль докладчика по Ираку, но в итоге по предложению российской делегации предпочтение было отдано Гроссу.
Подготовленные им доклад и проект резолюции были выдержаны в достаточно жестких тонах по отношению к антииракской коалиции. Документы осуждали предпринятые без международного мандата военные действия, подчеркивали примат международного права и указывали на необходимость возвращения иракского вопроса в рамки ООН.
Как рассказывали тогда в кулуарах ПАСЕ, раздосадованный подобным поворотом Касан практически в открытую заявлял, что впредь будет стараться сделать так, чтобы все "неудобные" для России вопросы замыкались на него. По словам экспертов, столь эмоциональная реакция Касана объяснялась его близостью к испанскому премьеру Аснару, который дал парламентарию персональное поручение смягчить тон дебатов по Ираку в рамках ПАСЕ.