Как объявили в Багдаде коалиционные власти, в следующие два года в стране будет сформирована новая местная армия из трех пехотных дивизии общим числом в 40 тысяч военнослужащих. Этих свежеиспеченных и лояльных вооруженных сил должно якобы хватить, чтобы закрыть иракскую границу и, главное, взять под охрану нефтяные скважины.
Речь идет именно об армии, а не о полиции или силах безопасности, настаивает Уолтер Слокомб, советник нынешнего верховного американского военного администратора Ирака Пола Бремера. "Она (новая армия) будет оказывать ту военную поддержку, которую осуществляют сегодня коалиционные силы", - поясняет он.
В это трудно поверить. Новый военный кулак оккупационного режима кажется минимум в 10 раз слабее того, каким размахивал Саддам Хусейн. В годы расцвета его диктатуры из любого военного справочника можно было узнать, что Ирак располагает 20 дивизиями, насчитывающими 400 тыс солдат, плюс 260 танками и военно-воздушными силами, состоящими из 300 истребителей и бомбардировщиков. Другое дело, что в иракскую войну все эти опытные, бравые воины и немножко антикварные, но вполне годные к употреблению машины вдруг разом исполнили магический трюк исчезновения в духе Дэвида Копперфилда. Но это отнюдь не значит, что их не было - они существовали во плоти и броне.
Конечно, и задачи тогда ставились помасштабнее. Что там защита нефтяных скважин, на которые никто не посягал. Саддам подгонял размеры армии под свои грандиозные геополитические замыслы: защитить арабский мир от революции иранского аятоллы Хомейни и навязать свою волю странам Залива.
Диктатор сгинул вместе со своими амбициями. Но даже с учетом этого отрадного обстоятельства 40-тысячный контингент, который решили срочно набрать американцы, кажется маломощным, почти бутафорским. Новая иракская армия сможет осуществлять те же функции, что и оккупационные силы, только при одном условии, о котором забыл упомянуть советник Слокомб. А именно: сами эти оккупационные силы должны остаться. 140 тысяч американских и британских солдат продолжат свою службу в Ираке на неопределенный срок.
Причем, этот срок может оказаться куда продолжительнее, чем он первоначально планировался.
К такому выводу пришли три американских сенатора, завершивших на этой неделе поездку в Ирак для изучения послевоенной проблематики. "Думаю, мы будем присутствовать здесь по большому, держать войска и делать вливания в экономику минимум от трех до пяти лет", - заявил демократ Джозеф Байден-младший, член сенатского Комитета по иностранным делам. По возвращении домой сенаторы потребуют от президента Джорджа Буша "правдивых" разъяснений насчет истинных масштабов военного, финансового и прочего вовлечения США в послевоенные иракские дела.
В любом случае Ирак еще отнимет у Америки много времени, много жизней и, уж точно, много денег.
Последнее стало ясно, когда оккупационные власти поняли: им придется содержать также старое доброе воинство Саддама. Таинственно исчезнув с ратных полей, оно быстро материализовалось после завершения военных действий в количестве 250 тыс солдат, которым нечего есть и нечего делать, кроме как митинговать, требуя зарплаты за последние пять месяцев.
Сначала, 26 мая, американский администратор Багдада сделал вид, будто старую саддамовскую армию официально уволил не он, Пол Бремер, а, как он изящно выразился, "нечто, именуемое свободой Ирака".
Но иракским военным, в большинстве своем прожженным баасистам, такое славословие пришлось не по нутру. В течение нескольких недель они держали в осаде Республиканский дворец, где обосновались сейчас оккупационные власти. Это противостояние завершилось в минувшую среду яростной стычкой, когда демонстранты забросали американских солдат камнями, а те застрелили двух иракских офицеров.
Результатом стало стремительное прозрение Пола Бремера. Более чем 200 тысячам иракцев, находившихся в прошлом на действительной военной службе у Саддама, была быстренько положена американская "пенсия" в размере от 50 до 150 долларов США. Это несколько меньше, но все-таки сравнимо с тем, что они получали от незабвенного отца нации.
Верховный администратор, видимо, решил, что волков лучше прикармливать, чем терпеть от них набеги. Именно бывшие иракские солдаты, оставшиеся без пропитания и казарм, совершают сегодня налеты на американские опорные пункты, считают оккупационные власти.
В итоге Америка вынуждена платить за три армии в Ираке - старую, вновь создаваемую и свою собственную, оккупационную. Причем, миллионы бедствующих иракцев не понимают, почему защита свергнутого режима с ружьем в руках засчитывается освободителями и буревестниками американской демократии как право на пенсию.