Рейтинг@Mail.ru
Русский Колизей в Царицыно - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский Колизей в Царицыно

Русский Колизей в Царицыно

Читать ria.ru в
Дзен
Россия, по праву гордясь своей версией Версаля - Петергофом и собственной Венецией - Северной столицей, может претендовать и на свой Колизей. С легендарным памятником Древнего Рима в красоте и величественности может соперничать усадьба Царицыно. Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал директор Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника (ГМЗ) "Царицыно" Виктор Егорычев.
МОСКВА, 20 июня. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Россия, по праву гордясь своей версией Версаля - Петергофом и собственной Венецией - Северной столицей, может претендовать и на свой Колизей. С легендарным памятником Древнего Рима в красоте и величественности может соперничать усадьба Царицыно.

Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал директор Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника /ГМЗ/ "Царицыно" Виктор Егорычев. В эти дни здесь отмечают грустную дату: 206 лет назад, 8 июня 1797 года, император Павел I своим указом прекратил строительство дворцово-паркового ансамбля в подмосковном селе Царицыне. На произвол судьбы была брошена незавершенная императорская резиденция - мечта Екатерины II о Царском Селе близ Москвы. Невоплощенным остался и грандиозный замысел Василия Баженова. Кстати, в наследии гениального зодчего - основоположника классицизма в России - много загадок и "белых пятен", зато, вне всякого сомнения, именно под его руководством возведены причудливые здания Царицына.

"Два столетия живет легенда о Баженове, но о том, что он действительно построил, мы знаем очень мало, - рассказал РИА "Новости" академик архитектуры Дмитрий Швидковский. - Достоверно известно лишь о сооружении им ансамбля Царицына и колокольни Скорбященской церкви на Большой Ордынке, остальное - либо неосуществленные замыслы, либо спорные атрибуции".

Превратить в русский Колизей излюбленную "зону отдыха" нынешних москвичей, с удовольствием играющих в волейбол и купающихся в пруду на территории усадьбы, но нечасто задающихся вопросом о ее истинном значении, задумали сотрудники расположенного здесь музея. Обладающий статусом особо ценного объекта культуры Российской Федерации, он хранит, изучает и обустраивает единственный в России архитектурный ансамбль XVШ века такого масштаба. В дворцовый комплекс, построенный в стиле псевдоготики по проектам Баженова и его соратника Матвея Казакова, входит пейзажный парк с расположенными в нем павильонами, беседками, гротами, мостами начала XIX века.

Едва оправившись после трудностей 1990-х годов /тогда на 4 года прекратилось государственное финансирование, возобновленное лишь в 2000 году/, музей с новыми силами взялся за реставрацию построек XVШ века. Вот-вот завершатся работы по воссозданию одной из них - 3-го Кавалерского корпуса, а пока концерты и выставки принимают Малый дворец и Оперный дом - немногие из творений Баженова, сохранившихся в Царицыне. "Готический" дворец в усадьбе постигла печальная судьба - Екатерина II сочла его мрачным, приказала срыть ряд корпусов и поручила возвести новый Казакову, но и тому не дала завершить работу. Заказав дворец, императрица на деле и не думала его строить, полагают историки: нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозное строительство.

Как бы то ни было, Большой дворец в усадьбе остался, но недостроенное здание начало разрушаться еще два века назад. Теперь, по мнению директора музея, пришло время подумать о его судьбе: "Мы хотим убедить общественность и властные структуры, что эта руина - колоссальное достояние России". Помимо сугубо художественных достоинств, этот свидетель истории - "жертвенный символ расточительного прожектерства власти", убежден Егорычев. Это "урок и предостережение, напоминание о драмах русской культуры, где зачастую взаимоотношения художника и власти складывались непросто", - говорит искусствовед, подчеркивая, что в Царицыне следует создать "не музей для развлечений, а музей для размышлений". К ним будет призывать "большая руина", подсвеченная, как все мировые памятники архитектуры, и населенная современным искусством и старинной музыкой.

Трудно переоценить экскурсионный, экспозиционный и концертно-акустический потенциал этого строения. В четверг журналистам была предъявлена пилотная версия проекта "Звучащие руины", где нашлось место и для небольшой выставки стекла. Суть проекта, по словам директора музея, - "свето- и цветомузыкальное и архитектурное шоу", какого в Москве пока не видели. В музее надеются на то, что при поддержке широкой общественности и научной интеллигенции удастся создать новый бренд "Московский Колизей".

Егорычев заверил: в ближайшее время будут приняты меры по укреплению стен Большого дворца, чтобы находиться в них было безопасно. В руинах окончательно уберут вековую грязь, благоустроят территорию, возможно, проложат маршрут для альпинистов. А осенью дворец-руина станет полноправным участником музыкального фестиваля "Музыка руин", впервые прошедшего в ГМЗ "Царицыно" в октябре-ноябре 2002 года, и научной конференции по садово-парковому искусству.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала