Этот салон, проводимый раз в два года, по праву считается одним из самых крупных и важных событий и неизменно привлекает внимание ведущих специалистов отрасли. Однако в нынешнем году он пройдет, по словам организаторов, в сокращенном формате, что вызвано экономическим спадом, который переживает сейчас авиастроение.
Если два года назад в Ле Бурже была представлена 41 страна, то теперь - на три меньше. В рамках экспозиции демонстрируется 201 летательный аппарат - на 25 меньше, чем на предыдущем салоне.
Накануне официального начала работы в Ле Бурже был проведен день прессы. Кроме того, экспозицию осмотрел президент Франции Жак Ширак. Естественно, он уделил основное внимание французским фирмам, но не обошел стороной и павильон, где разместилась российская экспозиция. Осмотрев ее, Ширак дал высокую оценку сотрудничеству Франции и России в авиационно-космической области и отметил, что у этого партнерства большие перспективы.
Россию представляют в Ле Бурже 45 предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые привезли около 300 экспонатов, правда, в основном в виде макетов и планшетов. В натуральном виде посетители смогут увидеть лишь учебно-тренировочный Як-130, которому предстоит совершить демонстрационный полет.
А вот прославленных "сушек" и "мигов" в Ле Бурже не будет. И все из-за действий скандально известной швейцарской фирмой "Нога", конфликт которой с властями России тянется уже не первый год. Несколько раз адвокатам фирмы удавалось наложить арест на российское имущество во Франции. В частности, два года назад под такой арест во время салона в Ле Бурже едва не попали российские самолеты Су-30МК и учебно-тренировочный МиГ-АТ. Тогда лишь негласное содействие организаторов салона позволило своевременно эвакуировать самолеты в Россию. Учитывая, что судебное решение по конфликту с фирмой "Нога" ожидается лишь в начале июля, организаторы российской экспозиции решили не подвергать отечественную технику ненужному риску.
Говоря о других странах, следует отметить заметное сокращение представительства США. Два года назад американцы привезли в Ле Бурже 27 летательных аппаратов, а теперь - только 19. При этом демонстрационные полеты военных самолетов и вертолетов американского производства впервые за всю историю салона в Ле Бурже проводиться не будут. Бытует версия о том, что подобным образом Соединенные Штаты решили наказать Францию за ее выступления против войны в Ираке. Впрочем, официально сокращение американского присутствия объясняется чисто экономическими причинами.
Самым ярким событием субботнего дня прессы стал полет знаменитого сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд", который официально снят с эксплуатации во Франции в конце мая. Сделав над аэродромом своеобразный круг почета, авиалайнер приземлился и занял место в постоянной экспозиции развернутого в Ле Бурже под открытым небом Музея авиации и космонавтики.