За принятие проекта закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" при необходимых 226 голосах проголосовало 231 депутат, 171 - "против", воздержавшихся не было.
Законопроект направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в России, ее развитию, а также приведению этой системы в соответствие с конституцией РФ. Он устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления.
Ключевые положения этого законопроекта направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Согласно законопроекту, муниципалитеты разделяются на поселения, муниципальные районы и городские округа. Размеры их территорий устанавливаются с учетом численности населения, а в состав муниципальных образований включаются все земли независимо от формы собственности и целевого назначения.
За каждым видом муниципалитета устанавливается присущие ему полномочия по решению вопросов местного значения, а также прописывается возможность передачи им отдельных государственных полномочий. При этом передача таких полномочий осуществляется только вместе с предоставлением местным бюджетам соответствующих финансовых средств на их осуществление.
Структуру органов местного самоуправления должны составлять глава муниципального образования, представительный орган и местная администрация, которые избираются или формируются представительным органом муниципального образования в зависимости от устава. Главой местной администрации может является и сам глава муниципального образования и лицо, назначаемое на эту должность по контракту.
Представители местного самоуправления могут быть отозваны по инициативе граждан в случае установления судом факта их бездействия или конкретных правонарушений. Органы местного самоуправления, являясь муниципальными учреждениями, могут быть зарегистрированы и в качестве юридического лица. Кроме этого законопроект предполагает формирование органов территориального общественного самоуправления из числа граждан одного или соседних домов жилого микрорайона или сельского населенного пункта.
В этом случае органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории или иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан как за их счет, так и по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
В Москве и Санкт-Петербурге, в соответствии с их уставами, местное самоуправление может осуществляться как общегородскими органами местного самоуправления, так и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
Для осуществления населением местного самоуправления законопроектом предполагается проведение местных референдумов, муниципальных выборов и сходов граждан, а также проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2005 года при условии, что до 31 марта 2003 года в Бюджетный и Налоговые кодексы РФ будут внесены соответствующие поправки, обеспечивающие надлежащее финансирование этого закона.