Представляя законопроект, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев заявил, что документ предусматривает установление таможенных льгот /в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин/ для товаров, кроме подакцизных, ввозимых на таможенную территорию РФ по договорам /соглашениям, контрактам/, финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии правительства РФ.
Алексей Улюкаев мотивировал необходимость установления вышеназванных таможенных льгот тем, что до марта 1995 года при принятии правительством решений о привлечении связанных иностранных кредитов для закупки указанных товаров действовали льготы по уплате НДС и ввозных таможенных пошлин, что учитывалось предприятиями-заемщиками в технико-экономических обоснованиях инвестиционных проектов.
"Однако их отмена привела к росту затрат предприятий по таможенной очистке товаров, которые должны быть осуществлены до установки и пуска оборудования в эксплуатацию. Сумма дополнительных расходов оказалась чрезмерной для 150 из 230 заемщиков", - указал замминистра финансов.
По результатам проверки Главного контрольного управления президента РФ, подчеркнул Алексей Улюкаев, в 2002 году на таможенных складах и складах временного хранения скопилось указанных товаров на сумму около 19 млрд рублей. Увеличивается задолженность предприятий по затратам на его хранение, таможенные органы начисляют различные штрафные санкции. По информации предприятий, в ряде случаев данное оборудование длительное время хранится в ненадлежащих условиях, что приводит к его порче, сокращению срока службы. Имеются случаи обращения взыскания на данные товары таможенными органами за неуплату таможенных платежей. При этом их продажа с торгов осуществлялась по стоимости в десятки раз меньше контрактной.
Таким образом, пояснил Улюкаев, оставаясь должниками, некоторые предприятия фактически лишились оборудования, за счет доходов от эксплуатации которого они должны были погасить задолженность и уплатить проценты.
Как сказал замминистра финансов, задержка оборудования на таможне практически привела многие предприятия к банкротству, так как наступили сроки уплаты по долговым обязательствам перед Минфином России и Внешэкономбанком за поставленное по связанным иностранным кредитам оборудование.