"ЖЕНЩИНА ВЕКА"
Этот титул был присвоен первой женщине-космонавту Валентине Терешковой в 2000 году британской организацией "Ежегодная Ассамблея женщин , добившихся наибольшего успеха"
Сорок лет назад , 16 июня 1963 года , с космодрома "Байконур" стартовал корабль "Восток-6" , пилотируемый первой в истории женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. По расчетам , она должна была находиться на орбите только одни сутки. Но в итоге провела в космосе более семидесяти часов. Еще на Земле было решено , что если после суток пребывания в космосе она будет чувствовать себя нормально , ей разрешат "задержаться" еще на двое суток. Так и произошло.Приземление состоялось в один день с Валерием Быковским , кружившим над планетой в корабле "Восток-5" . С тех пор космический позывной Валентины Терешковой - "Чайка" - стал символом для последующих поколений.
- Валентина Владимировна , не просматривалось ли за
решением тогдашнего советского руководства послать в космос
женщину желание в очередной раз опередить американцев в сфере
космических исследований?
- В какой-то степени - это так. Ведь
не секрет , что в тот период шло соревнование между СССР и США в
космосе. Но важным было и другое - изучить реакцию
женского организма на перегрузки , невесомость , состояние одиночества в
космическом полете . . . Иными словами - доказать , что женщины могут
летать в космос на равных с мужчинами.
Но решение
готовить в полет первую женщину-космонавта было принято еще и потому , что
в будущем предполагалось совершать полеты не только вокруг Земли , но на Луну ,
и к более отдаленным планетам. А для этого требовались смешанные
экипажи. Так и возник женский космический "батальон". Из нескольких
сотен претенденток было отобрано пятеро. Напомню , что , кроме
меня, это были Ирина Соловьева , Валентина Пономарева , Жанна
Еркина , Татьяна Кузнецова .
- Но ведь в те годы , чтобы стать кандидатом в космонавты , необходимо было обладать не только отменным здоровьем и успешно пройти предполетную подготовку ( что естественно) , но и преодолеть мелкое "сито" так называемой мандатной комиссии. . .
- И вот тут чуть было не вышла "заминка". Дело в том , что мой отец погиб во время финской военной кампании в январе 1940 года. Однако место гибели в похоронке не указывалось. Так что считалось , что он пропал без вести. А тогда это было почти равносильно предательству. Впервые вопрос о судьбе моего отца возник в 1961 году , когда меня подробно расспрашивал об этом представитель ЦК ДОСААФ , специально приехавший в наш аэроклуб в Ярославле. А потом этим интересовались и на мандатной комиссии , от решения которой зависел окончательный выбор. И лишь спустя несколько десятилетий мне помогли разыскать братскую могилу , где похоронен отец.
- Какие моменты Вашего полета можно расценивать как критические ?
- Понятно , что каждый полет - это ответственнейший экзамен как для человека , так и для техники. Особенно посадка. Еще на Земле была допущена ошибка в расчетах на участке возвращения из космоса. Я заметила ее в полете и доложила об этом на Землю. Мне были переданы уточненные данные , и 19 июня я благополучно приземлилась.
- Что из того , о чем писалось и говорилось за прошедшие годы о
Вашем полете , вызывало у Вас неприятие или , быть может - усмешку ?
- Ну , например то , что , находясь в корабле , я отравилась килькой. Но ведь кильку в тюбик с космической пищей не загонишь! Или другое : как мне рассказывали , во время моего полета некоторые зарубежные теле- и радиоканалы сообщали , что я нахожусь чуть ли не в обмороке. И это - в то время , когда с экрана телевизора было отчетливо видно , что я улыбаюсь и обмениваюсь шутками с Валерием Быковским , летавшим на "Востоке-5". И - пою.
- Как получилось , что в советской , а затем и в российской космонавтике женщины оказались на вторых ролях , тогда как Соединенные Штаты , запустившие на орбиту первую женщину ( ею , как известно , стала Салли Райд) ровно двадцать лет спустя после Советского Союза , столь активно используют "женский вектор" в своих космических исследованиях?
- Спустя примерно два года после моего полета Главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев выдвинул идею послать в космос женский экипаж. Мы начали готовиться. А в 1966 году Королев скончался. Пришел новый человек со своим видением этой проблемы - Василий Павлович Мишин. Он решил закрыть программу кораблей "Восток" и сосредоточить усилия на создании и отработке "Союзов". После серии трагических неудач , связанных с гибелью космонавтов Комарова , а затем Добровольского , Волкова, Пацаева, женские полеты опять "отодвинули" на потом. И лишь в 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая. Самым же ярким доказательством выносливости женщин в условиях космического полета стала космическая "одиссея" Елены Кондаковой на станции "Союз ТМ-17", длившаяся 169 суток.
- Кстати , что Вы думаете по поводу идеи создания
международного клуба женщин-космонавтов ?
- Полагаю , что нет необходимости делить профессию космонавта на
мужскую и женскую. Эта работа не делает галантного снисхождения так
называемому слабому полу .
Могу сказать , что каждый год
проводится Конгресс участников космических полетов - как мужчин , так и
женщин. Там у нас есть возможность вдоволь наговориться о своих профессиональных
проблемах , личных делах и планах. Я , например, хорошо знаю астронавток
из США , Великобритании , Франции ,- таких как Кэтрин Салливэн, Бонни Данбар ,
Мэри Клив , Хелен Шарман , Шеннон Люсид , Клоди Андре Деэ . .
. С ними мы периодически встречаемся как в России , так и у них на
родине.
- А как Вы относитесь к космическому туризму ?
- Тут
надо учитывать, что условия полета представляют
опасность для здоровья неподготовленного человека. Конечно, короткий полет
не может привести к тяжелым последствиям. Но даже люди, которые готовы
заплатить десятки миллионов долларов, чтобы испытать острые ощущения, в
первую очередь обязаны пройти определенную программу подготовки. И ,
организуя такие полеты, надо принимать во внимание не только их
коммерческую сторону .
- Несмотря на Вашу активную общественную работу , - в начале как Председателя Комитета советских женщин , а теперь в качестве руководителя Российского центра международного научного и культурного сотрудничества , - Ваша "земная" космическая биография продолжается …
- Конечно же , после полета можно было бы просто почивать
на лаврах. Но моей мечтой всегда было получить авиационное инженерное
образование . И эта мечта сбылась. После окончания Военно-
инженерной академии имени Жуковского и защиты кандидатской диссертации , -
а она , понятно , посвящена космической тематике, - я
работаю в Центре подготовки космонавтов старшим научным
сотрудником. И не скрою , мне приятно сознавать , что результаты моих
научных трудов постоянно остаются востребованными.
Что же
касается моей нынешней работы в "Росзарубежцентре" , то я вижу в этом как
бы продолжение моего космического полета. Как первая
женщина-космонавт, я в свое время гордилась тем, что помогаю росту
авторитета своей страны. Так и сегодня мне важно сознавать, что
"Росзарубежцентр" в своей деятельности служит той же цели - поддержанию образа
России как страны с богатейшей историей , культурой , наукой и
искусством.
Николай Пасхин ( РИА "Новости")