Слушания на тему "Состояние и перспективы законодательного регулирования языковых отношений в странах СНГ" прошли в Госдуме в понедельник. Их участники рекомендовали Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ принять меры к ускорению разработки и принятия модельного закона "О языках" и рассмотреть вопрос о разработке межгосударственной программы "Русский язык".
Согласно проекту модельного закона "О языках", русский язык объявляется рабочим языком СНГ и имеет на территории Содружества статус официального языка СНГ.
В законопроекте указывается, что граждане стран-участниц СНГ вправе обращаться в органы государственной власти, самоуправления и в государственные учреждения на государственном или официальном языках, либо на языке компактно проживающего на данной территории населения.
В целом, участники слушания отметили, что в странах СНГ складывается "далеко не однозначная ситуация с положением русского языка". Так, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей, проводившего слушание, Каадыр-оол Бичелдей отметил, что в настоящее время только в Белоруссии и Киргизии русский язык получил статус государственного и официального языка, а в Казахстане приравнен к официальному. В остальных государствах СНГ, по мнению Бичелдея, ситуация "гораздо сложнее". При этом, участники слушаний отметили "устойчивую положительную тенденцию" развития отношений между странами СНГ, в том числе в свете развития культуры и межэтнических отношений.
Участники слушаний, среди которых были депутаты парламентов Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Киргизии, Казахстана и Украины также указали на необходимость обратить внимание парламента и правительств своих стран на задачу дальнейшего совершенствования законодательства о языках. В частности, участники парламентских слушаний предложили сбалансировать соотношение использования государственных и негосударственных языков, продумать защиту на государственном уровне русского языка, как рабочего языка общих органов стран СНГ, разработать государственные программы по поддержке русского языка и недопустить свертывание образования на русском языке.