> Сегодня произведения Музича хранят музеи Франции, Италии, Канады, Германии, Югославии, других стран. Персональные выставки художника проходили во множестве городов, а первая ретроспектива состоялась в 1972 году в Париже. Человек нелегкой судьбы, он живет в Венеции, но много времени проводит в "столице муз", где уже полвека у него мастерская. В Париже мастер обосновался после того, как в 1951 году был удостоен премии за свою живопись.
Зоран Музич родился в 1909 году в Словении, входившей тогда в состав Габсбургской империи. К 1935 году окончил Академию изящных искусств в Загребе и вплоть до Второй мировой войны путешествовал по Европе, изучая старых мастеров, жил в Венеции, подвергся влиянию Пауля Клее и Джорджо Моранди. Ужасы войны он испытал сполна: в 1944 году гестапо арестовало художника за связь с партизанами. Но и в концлагере Дахау Музич продолжал рисовать, тайком раздобыв бумагу и карандаши. Эти зарисовки - документальные свидетельства зверств нацизма - послужили ему материалом для создания цикла "Мы не последние". С картинами, где отразились кошмар пережитого и горькое сожаление о людской бездушности, Музич впервые вышел на международную художественную сцену. Показав их в 1948 году на Биеннале в Венеции, он сразу завоевав симпатии публики, влиятельных критиков, известных художников и коллекционеров.
Свободно владея несколькими языками, Музич ощущает себя гражданином мира. Как единое целое, забыв о границах, пишет он пейзажи родной земли - холмы Далмации и венгерские степи, побережье Италии и каналы Венеции. Но любимый мотив художника - табуны лошадей и стада овец, кочующие от пастбища к пастбищу, переправы, пешие и конные пастухи. В рисунках, картинах и гравюрах часто присутствуют изящные силуэты животных, близкие эстетике архаичных изображений. Еще один излюбленный сюжет Музича - "Камни": в изображениях старых скал и горных валунов - философия путника, в своих странствиях познавшего и красоту мира, и беспощадность жизни, и чудовищное лицо смерти. По словам искусствоведов, безмятежные лирические циклы помогают наследнику загребской группы авангардистов 1920-х годов "Зограф" уйти "от невыразимого ужаса лагеря Дахау".