Представители министерства информации провели переговоры с руководителями ОРГП и предложили решение вопроса: оформить пенсии сотрудникам, проработавшим более 20 лет, а остальных трудоустроить в других организациях, однако получили отрицательный ответ. Американцы готовы выдать всем по 50 долларов и на этом закрыть вопрос. Они рассматривают бывшие ведомства Мухамеда Ас-Сахафа как одну из опор баасистского режима и твердо намерены его ликвидировать. Однако при этом не принимается во внимание целый ряд моментов.
Во-первых, в структуру министерства информации входили радио и телевидение Ирака, книжные издательства и типография, информационные агентства ИНА и ряд печатных изданий. Всего в его штабе числились 9 тыс человек. Большая часть этих людей никогда не были фанатичными сторонниками Саддама Хусейна. Они работали ради зарплаты, которой едва хватало, чтобы свести концы с концами.
"Я 28 лет проработал на офсетной печатной машине в типографии "Дар Аль-Хуррия", - говорит Замиль Хусейн. - 50 долларов - это все, что я заработал за свою жизнь? У меня семь детей, как я их буду кормить?".
Вопрос, как жить дальше, волнует всех собравшихся перед штаб-квартирой ОРГП. 13 лет экономических санкций довели иракцев до полунищенского состояния. Большинство из них жили от зарплаты до зарплаты. Государство ежемесячно выдавало каждому жителю страны продовольственную норму. Сейчас никто и ничего не выдает. Зарплату люди не получают минимум два месяца. За четверть века правления баасистов в Ираке люди привыкли жить в условиях жесткого централизованного государственного правления. Наверняка, многие из них в будущем смогут найти применение своим силам и знаниям, но вопрос стоит, как выжить сейчас. Сбережений у людей нет, работы в разрушенной войной стране тоже нет.
"Как можно принимать столь необдуманные решения, выбрасывая на улицу сотни тысяч человек?" - спрашивает бывший сотрудник министерства информации Ахмед Абдалла. "Всем этим людям, - он обводит рукой собравшихся, - некуда деваться, их положение будет с каждым днем только усугубляться. Они будут вынуждены бороться за свои права. Состояние шока, охватившее иракцев после падения Багдада, проходит, и они будут бороться. Бороться с оружием в руках. Американцы сами вынуждают их к этому".
Решение оккупационных властей вызывает ряд вопросов. Например, в структуру МВД Ирака, одного из крупнейших ведомств в стране, помимо непосредственно силовых структур, входили департаменты водоснабжения и канализации, регистрации актов гражданского состояния, институт подготовки административных кадров и прочее. Можно предположить, что работники Департамента водоснабжения и канализации, которые, наверняка, не были основной опорой режима Саддама Хусейна, и профессиональные навыки которых нужны сегодня задыхающемуся от нехватки воды и гор мусора Ираку не меньше, чем прежде, не будут распущены американской администрацией. Удивляет то, что американская администрация, управляющая ныне Ираком, никак не разъясняет своих намерений, не ведет никакой информационно-пропагандистской работы с иракским населением. Люди слышали, что армия, силовые министерства и министерство информации распущены. И это все. Все многочисленные вопросы остаются без ответа. Рядом с работниками министерства информации стоят молодые ребята с плакатами, на которых написано: "Мы хотим закончить образование". Это студенты Военно-инженерного института, который входит в структуру министерства обороны Ирака. Он тоже распущен.
"Наш институт, - говорит преподаватель этого вуза, профессор Абдель Латиф аль-Ноэйми, - один из старейших вузов Ирака. Он готовит инженеров по тем же специальностям, что и гражданские вузы. Многие из нас преподают в них параллельно. Наши выпускники могут работать в любой сфере народного хозяйства".
"Нам осталось доучиться в этом году всего месяц, - говорит студент четвертого курса факультета вычислительной техники Мухамед Салах. - Перевестись в другие университеты мы сейчас не можем, хотя там точно такие же специальности, что и у нас. Как минимум, мы будем вынуждены потерять год. Хотя неясно, что нас ждет в будущем вообще".
Похоже, что в ведомстве гражданского администратора Ирака Пола Бремера не подумали о том, что после того, как они подпишут приказ о ликвидации ряда министерств, этот вопрос будет волновать сотни тысяч иракцев.