Рейтинг@Mail.ru
"Пути русского импрессионизма" в Третьяковке - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Пути русского импрессионизма" в Третьяковке

Читать ria.ru в
Дзен
Юбилею одного из наиболее значимых артистических объединений России начала 20 века - Союза русских художников - посвящена выставка "Пути русского импрессионизма", открывающаяся в среду в Государственной Третьяковской галерее /ГТГ/. Экспозиция в здании ГТГ на Крымском валу, вызывающем стойкие ассоциации с искусством 20 века, включит в себя свыше 150 произведений живописи и скульптуры - работы отечественных мастеров трех поколений. Для многих станет сюрпризом тот факт, что живопись из фондов Третьяковки "усилена" обширным рядом работ известных художников советской эпохи, которые привезены из США. В организации выставки партнером ГТГ выступил Музей русского искусства, год назад открытый в пригороде Миннеаполиса. Хранящий множество творений российских мастеров 1920-1980-х годов, музей стал настоящей находкой для сотрудников ГТГ. Готовя выставку, они узнали, что крупный коллекционер и меценат Реймонд Джонсон подарил штату Миннесота огромное собрание работ советских деятелей искусства. Из...
МОСКВА, 28 мая. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Юбилею одного из наиболее значимых артистических объединений России начала 20 века - Союза русских художников - посвящена выставка "Пути русского импрессионизма", открывающаяся в среду в Государственной Третьяковской галерее /ГТГ/.

> Экспозиция в здании ГТГ на Крымском валу, вызывающем стойкие ассоциации с искусством 20 века, включит в себя свыше 150 произведений живописи и скульптуры - работы отечественных мастеров трех поколений.

Для многих станет сюрпризом тот факт, что живопись из фондов Третьяковки "усилена" обширным рядом работ известных художников советской эпохи, которые привезены из США. В организации выставки партнером ГТГ выступил Музей русского искусства, год назад открытый в пригороде Миннеаполиса. Хранящий множество творений российских мастеров 1920-1980-х годов, музей стал настоящей находкой для сотрудников ГТГ. Готовя выставку, они узнали, что крупный коллекционер и меценат Реймонд Джонсон подарил штату Миннесота огромное собрание работ советских деятелей искусства. Из Миннеаполиса в Москву прибыли полотна Сергея Герасимова, Алексея Грицая и многих их коллег - духовных наследников русских импрессионистов.

В интервью РИА "Новости" заместитель директора ГТГ, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Морозов выразил уверенность, что выставка окажется чрезвычайно интересной и зрелищной. Этому послужат как холсты из США, так и экспонаты из Третьяковки, давно не выходившие к зрителю. Вместе они "существенно дополнят наши представления о национальном художественном наследии", отметил искусствовед.

По словам Морозова, главное - серьезный масштаб проекта, способного показать русское искусство как объединяющее начало для людей разных стран и эпох. Тому пласту русской живописи, который будет демонстрироваться на выставке, присущи "открытая живописная эмоциональность, искреннее любование миром и особая жизнеутверждающая сила", сказал он.

Все это - черты русского импрессионизма, истинного героя проекта. Морозов отметил, что это первая попытка с научных позиций, подкрепленных обширным визуальным материалом, "проследить сложение и развитие, трансформацию и непрерывное возрождение традиций русских импрессионистов". Сложившееся на русской почве на рубеже 19-10 веков художественное явление, получившее название "русский импрессионизм", имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XX века.

Работы русских импрессионистов - от Игоря Грабаря, Константина Коровина и Паоло Трубецкого до плеяды менее именитых художников - сегодня пользуются любовью зрителей и спросом покупателей. Однако многие наверняка не помнят или не знают о мрачном периоде советской истории середины 20 века, когда импрессионизм был объявлен "формалистическим течением" и говорить об этом методе в творчестве того или иного художника означало обвинить его в опасной ереси. Тем не менее, традиции московской школы живописи, в начале 20 столетия ставшей колыбелью русского импрессионизм, сохраняло не одно поколение отечественных художников. Работа в таком ключе, с интересом к цвету и фактурной живописи, стала "знаком максимально возможной в то время творческой свободы и независимости", отметил Морозов.

"Особое чувство радостного восприятия жизни, умение увидеть поэтическое в будничном, необычное в обыденном" отличало Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, Алексея Грицая и Василия Нечитайло в 1930-50 годы, Виктора Иванова, Владимира Стожарова, Ефрема Зверькова - в 1950-60 годы. Даже те художники, чьи имена стали символом официозного соцреализма - Кукрыниксы или Александр Герасимов, - тоже прибегали к живописным методам импрессионистов, подчеркнул искусствовед. Да и сам Союз художников СССР, образованный в 1932 году, в немалой степени был генетически связан со своим предшественником из России "царской".

Материал выставки гораздо шире - хронологически она охватывает более полувека. Союз русских художников /СРХ/ был основан в феврале 1903 года слиянием группировок "36 художников" и "Мир искусства". В число инициаторов создания СХР входили Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Абрам Архипов, Михаил Врубель, Илья Остроухов, Леонид Пастернак. Цели ставились и тактические - содействовать распространению произведений русского искусства, и стратегические - объединить новаторские силы в искусстве, противопоставив их позднему передвижничеству и академизму.

"Выставки Союза - самые замечательные и интересные из всех ежегодных обзоров в русской живописи", - писал тогда авторитетный художественный критик Павел Муратов.

Среди участников СРХ немало знаменитостей Петербурга и Москвы: Константин Коровин и Валентин Серов, Александр Бенуа и Анна Остроумова, Паоло Трубецкой, Николай Рерих и Александр Головин. В объединивший свыше 200 художников Союз влились и другие, в ту пору менее известные мастера - Анна Голубкина, Виктор Борисов-Мусатов, Сергей Коненков, Константин Юон, Игорь Грабарь. Каждый год Союз устраивал "выставки национальной русской живописи" в обеих столицах; попали в его орбиту также Киев и Калуга. В Москве "союзники" выставлялись в самых престижных залах: в Строгановском училище, Литературно-художественном кружке и Художественном салоне на Большой Дмитровке, Училище живописи, ваяния и зодчества. По отзывам современников, на этих выставках было объединено "все свежее, новое, оригинальное и смелое", что существовало в русском искусстве. Вплоть до 1924 года СРХ собирал в свои ряды крупных и значимых художников Москвы и Петербурга-Петрограда.

На международной арене члены Союза были не менее активны, неизменно участвуя в крупнейших международных выставках - в Дюссельдорфе /1904, Венеции /1907/, Мюнхене /1909/, Риме /1911/ и других городах - и привозя оттуда медали.

СРХ сыграл важную роль в развитии отечественного искусства и художественного рынка в России, хотя в 1910 году он расколся - Союз покинуло "петербургское крыло". Благодаря деятельности объединения в Рязани, Екатеринославе, Вятке, Ростове-на-Дону, Ярославле возникли художественные музеи. Союз русских художников оставил след во многих сферах культуры: археологии и реставрации, литературе и музейном деле, в сфере руководства художественными учреждениями, в становлении советской художественной школы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала