Но за дружелюбием таится напряженность. Это будут первые личные контакты руководителей стран, отношения между которыми оказались во многом отравлены иракской войной. Причем, если в Петербурге осадок взаимный неприязни окажется как бы растворен в приподнятой атмосфере праздника, то в Эвиане лидеры военной и антивоенной коалиций впервые окажутся в своем узком кругу.
Из стран-членов "восьмерки" Россия, Франция, Германия и Канада выступили против атаки США на Ирак, тогда как Великобритания, Италия и Япония или прямо участвовали в военных действиях, или поощряли их политически и финансами.
То обстоятельство, что два саммита, неформальный петербургский и "клубный" эвианский, последуют за почти единодушным голосованием в Совете Безопасности ООН за снятие экономических санкций с Ирака, мало что меняет. Резолюция отражает склонность Старой Европы, включающей в данном случае и Россию, к прагматизму, но отнюдь не к всепрощению.
Тройственная антанта Москвы, Парижа и Бонна отказывается видеть в этом документе Совета Безопасности то, что видят в нем Вашингтон и Лондон, а именно акт легитимизации иракской военной кампании. Однако ни одна из столиц-противников войны, конечно, не сожалела о падении режима Саддама Хусейна. И ни одна не представляла себе восстановления Ирака без ликвидации санкций, влиятельной роли ООН в этом процессе и сохранения своих иракских деловых и финансовых интересов в послевоенный период. Что и зафиксировала к взаимному удовольствию компромиссная резолюция СБ.
Но сиюминутное единодушие по проблеме восстановления Ирака не уравновешивает глубокого разочарования Старой Европы по поводу доминирующей роли Америки в том непривлекательном, угрожающем виде, в каком она проявилась в иракской военной кампании.
Вдумчивые европейские лидеры с тревогой осознают: "концерт держав", на котором, по выражению Гарольда Вильсона, когда-то строились трансатлантические институты вроде НАТО, постепенно уступает американскому соло. Америка как бы не знает, куда девать свою мощь. Отсюда её склонность действовать в одностороннем порядке, часто просто потому, что она может себе это позволить. А часто - потому что это отражает принципиальную доктрину неконсервативного окружения Джорджа Буша.
Суть её в том, чтобы, как там выражаются, "исходить из национальных интересов, а не интересов какого-то призрачного международного сообщества". В результате превентивные войны США в Афганистане и Ираке смотрятся со стороны не столько как удары по терроризму, а скорее как первые камни в фундамент глобальной американской империи.
Что там киношная "Матрица". Не приведет ли развитие тоталитарных тенденций во внешней политике США к тому, что весь мир окажется помещен в своего рода американскую матрицу? Угроза применения армад авианосцев, компактных ядерных мини-зарядов и бомбардировщиков "стелс" может стать для всесильных США реальным суррогатом той фантастической компьютерной программы, которая способна управлять человечеством. Именно эти далеко идущие опасения просматриваются за неприятием Старой Европой агрессивного поведения США в эпизоде с Ираком.
С другой стороны Вашингтон, судя по всему, тоже не склонен быстро отпустить грехи провинившимся, с его точки зрения, европейским столицам. Так, остается открытым вопрос, состоится ли в Эвиане двусторонняя встреча Джорджа Буша с хозяином саммита Жаком Шираком.
Поражает в этом смысле и резкое интервью Кондолизы Райс германскому журналу "Фокус". Советник президента США по национальной безопасности утверждает, что отношения между Джорджем Бушем и Герхардом Шредером "безнадежно испорчены". Вашингтон, мол, намерен общаться теперь с Германией "в обход" канцлера. Не устраивает Райс и глава германской дипломатии Йошка Фишер, чье прошлое - в 60-х годах он был известен как левый радикал и "зеленый" активист - "не соответствует", по ее словам, статусу министра иностранных дел.
Несмотря на утешительную резолюцию ООН Белый дом явно продолжает опасаться Франции и Германии как европейских стран, начинающих настаивать на ограничении американского превосходства.
В результате, "Группа восьми" предстанет на своем саммите в Эвиане далеко не в том праздничном настроении, в каком большинство этих лидеров будет пребывать на торжествах в Санкт-Петербурге. Но масштаб и острота проблем, которые лягут на стол перед руководителями стран "восьмерки", требует не просто срочно восстановить взаимопонимание, нарушенное войной в Ираке.
Клуб наиболее влиятельных держав призван подтвердить в Эвиане: между его членами гораздо больше общих интересов, чем расхождений. Сегодня примирение выгодно всем.
По традиции участники "Большой восьмерки" совершат обзор объемистого списка ключевых политических и глобальных проблем, включая нераспространение оружия массового поражения, борьбу с терроризмом, послевоенное восстановление Ирака, ближневосточный узел с прилагаемой теперь к нему "Дорожной картой", ситуацию с ядерной программой КНДР, сегодняшнюю обстановку в Афганистане, индо-пакистанские отношения и многое другое.
Все эти пункты повестки дня объединяет одно: успех в их решении прямо пропорционален тому, насколько "восьмерке" удастся осознать себя - несмотря на иракскую ссору - единым коллективом с общими задачами. Тем более что ставка Америки исключительно на собственную мощь оказалась битой во многих отношениях.
Скажем, победы США в Афганистане и Ираке не выкорчевали "Аль-Каиду", не отправили к праотцам бен Ладена, а лишь раздробили террористический интернационал на региональные ячейки.
Чтобы сражаться с такими разобщенными боевыми группами, Вашингтон еще больше нуждается в информации отовсюду - из Саудовской Аравии и Чечни, из Германии и Филиппин. Возникает острая нужда в наращивании антитеррористического потенциала третьих стран.
Между тем, Вашингтон до сих пор противится обмену данными даже с Францией и Германией, союзниками, вышедшими у него из доверия.
Схожая ситуация и в противодействии распространению оружия массового поражения /ОМП/. Попытки Вашингтона бороться с расползанием ОМП силой лишь подстегивают стремление слабых стран обзавестись ядерным щитом любой ценой. Иначе США поступят с нами, как с Ираком, не без оснований опасаются в столицах от Тегерана до Пхеньяна.
Не выжигать на странах произвольное клеймо "изгой", а вовлекать их в расширяющуюся систему международных договоров, способствовать созданию такого межгосударственного устройства, где террористу с ядерным зарядом в рюкзаке негде было бы укрыться - только этот путь может быть эффективным.
Кстати, в отличие от Вашингтона террористы придают первостепенное значение существованию международного сообщества. Бен Ладен не случайно объявил джихад не только Америке, но и "неправедной Организации Объединенных Наций".
Саму ненависть исламских фундаменталистов к Западу можно понять только в контексте расширения исповедующей идеалы демократии части человечества, что равносильно, в их представлении, "загниванию".
На этом фоне Эвиан вошел бы в историю саммитов "Группы восьми", если бы там в той или иной форме, а лучше всего в делах, в позиции проявилось концептуальное признание руководством Соединенных Штатов очевидного: да, мы часть международного сообщества. Самые сильные, но среди стран, равных нам по общечеловеческому достоинству.