Рейтинг@Mail.ru
Третьяковская галерея показывает "Образы Петербурга" в русской графике XVШ - начала XX столетий - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Третьяковская галерея показывает "Образы Петербурга" в русской графике XVШ - начала XX столетий

Читать ria.ru в
Дзен
Два столетия российской истории оживут в залах Государственной Третьяковской галереи /ГТГ/, где во вторник открывается выставка "Образы Петербурга". Посвященная юбилею Северной столицы, экспозиция во многом состоит из работ его уроженцев, но создана исключительно на основе фондов Третьяковки. В экспозицию включены и хрестоматийные шедевры, и малоизвестные произведения мастеров русской графики XVШ-XX столетий. В славящейся изысканным подбором материалов Галерее графики ГТГ "Петра творенье" предстанет с момента основания до начала XX века. Однако в ГТГ сочли важным не просто показать подборку пейзажей города в разные эпохи, сценок народного быта и жизни "частного человека", но попытаться уловить "сложную и тонкую душу" детища Петра. Поэтому к решению задачи "подключены" литераторы - певцы и бытописатели Петербурга: как и художников, их вдохновлял образ города, а порой резко возмущало происходящее на его улицах и площадях, в домах и дворцах. По замыслу авторов проекта,...
МОСКВА, 27 мая. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Два столетия российской истории оживут в залах Государственной Третьяковской галереи /ГТГ/, где во вторник открывается выставка "Образы Петербурга". Посвященная юбилею Северной столицы, экспозиция во многом состоит из работ его уроженцев, но создана исключительно на основе фондов Третьяковки. В экспозицию включены и хрестоматийные шедевры, и малоизвестные произведения мастеров русской графики XVШ-XX столетий. В славящейся изысканным подбором материалов Галерее графики ГТГ "Петра творенье" предстанет с момента основания до начала XX века.

Однако в ГТГ сочли важным не просто показать подборку пейзажей города в разные эпохи, сценок народного быта и жизни "частного человека", но попытаться уловить "сложную и тонкую душу" детища Петра. Поэтому к решению задачи "подключены" литераторы - певцы и бытописатели Петербурга: как и художников, их вдохновлял образ города, а порой резко возмущало происходящее на его улицах и площадях, в домах и дворцах. По замыслу авторов проекта, историко-литературные комментарии помогут Петербургу Пушкина и Достоевского, Набокова и Блока, Ахматовой и Мандельштама раскрыться "в единстве всех сторон жизни, обусловленной силами стихий, особенностями ландшафта, широтой и торжественностью архитектурных ансамблей".

Знаковые литературные образы зримо и остро воплощали в своих иллюстрациях Илья Репин, Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Мстислав Добужинский. В их рисунках и акварелях ощутима атмосфера времени, звучит неизбывная тема "маленького человека". В графике рубежа XIX-XX веков нарастал трагизм бытия: Валентина Серова и прочих членов объединения "Мир искусства" волновали мотивы революционного мятежа, равно как тема вины и покаяния интеллигенции. Лишь в лаконичных гравюрах Анны Остроумовой-Лебедевой сохранялся прежний "стройный вид" державного города.

Но в самых ранних экспонатах - иной, созидательный пафос: граверы петровской эпохи Алексей Зубов и голландец Питер Пикарт запечатлели биографию Петра Великого и создание русского флота. Облик растущего Петербурга и его пригородов отражен в гравюрах середины XVШ века по рисункам Михаила Махаева. Уже сложившиеся городские ландшафты, классическая архитектура предстают в акварелях пейзажистов первой половины XIX века Федора Алексеева и Максима Воробьева, равно как в листах Андрея Воронихина, возведшего в столице Казанский собор и Горный институт. Картины жизни в Северной Пальмире с ее буднями, праздниками и чрезвычайными происшествиями рисовали многие, в их числе - Павел Федотов и Александр Орловский, Федор Толстой и Василий Суриков.

К наиболее интересным экспонатам организаторы выставки в интервью РИА "Новости" причислили серию тонированных гравюр с видами Петербурга и окрестностей из мастерской Карла Беггрова и созданную по акварелям Василия Садовникова "Панораму Невского проспекта". Пожалуй, это и есть гвоздь экспозиции в разделе XIX века, когда в большой моде были панорамы. Когда в начале 1830-х гг. петербургский издатель Прево заказал выпускнику Императорской Академии художеств Садовникову панораму Невского проспекта, оба не подозревали, что проснутся знаменитыми. Лента бумаги шириной всего лишь 15 сантиметров, зато очень длинная - без малого 16 метров - так и вошла в историю как "Панорама Садовникова", а современники называли литографию "самым похожим портретом красавца Невского проспекта".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала