Рейтинг@Mail.ru
В Третьяковке представлена "ленинградская" традиция в абстрактном искусстве - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Третьяковке представлена "ленинградская" традиция в абстрактном искусстве

Читать ria.ru в
С приближением юбилея Северной столицы все больше творений "питерской" школы разных эпох выставляется в Москве. Эту тенденцию поддержала и Третьяковская галерея, открывшая во вторник выставку "Авангард на Неве". Правда, в отличие от классического русского авангарда 1910-20-х годов, здесь демонстрируются работы художников второй половины прошлого века. Приуроченная к юбилею Санкт-Петербурга, выставка впервые знакомит московскую публику с развернутой панорамой искусства "второго авангарда" в Ленинграде. Более 250 живописных произведений 60 авторов демонстрируются в тех же залах, где недавно прошла выставка "Московская абстракция второй половины ХХ века". Организаторы нынешней выставки стремились воссоздать "перекличку художественных пространств двух столиц". Первоначально московская и ленинградская ветви отечественной абстракции были показаны вместе в Русском музее на выставке "Абстракция в России: XX век" зимой 2001-2002 года. В дальнейшем предполагалось перевезти экспозицию в...
МОСКВА, 20 мая. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. С приближением юбилея Северной столицы все больше творений "питерской" школы разных эпох выставляется в Москве.

Эту тенденцию поддержала и Третьяковская галерея, открывшая во вторник выставку "Авангард на Неве". Правда, в отличие от классического русского авангарда 1910-20-х годов, здесь демонстрируются работы художников второй половины прошлого века.

Приуроченная к юбилею Санкт-Петербурга, выставка впервые знакомит московскую публику с развернутой панорамой искусства "второго авангарда" в Ленинграде. Более 250 живописных произведений 60 авторов демонстрируются в тех же залах, где недавно прошла выставка "Московская абстракция второй половины ХХ века".

Организаторы нынешней выставки стремились воссоздать "перекличку художественных пространств двух столиц".

Первоначально московская и ленинградская ветви отечественной абстракции были показаны вместе в Русском музее на выставке "Абстракция в России: XX век" зимой 2001-2002 года. В дальнейшем предполагалось перевезти экспозицию в Москву, но не получилось. Тем не менее, "абстрактные" выставки в столице, по мнению специалистов, получились не хуже питерской выставки - было представлено почти 1 тыс картин.

В Третьяковке абстракция показана камерно и строго. Выставке предшествовала долгая и серьезная аналитическая работа, сообщил РИА "Новости" один из ее инициаторов, доктор искусствоведения, заместитель директора ГТГ Александр Морозов. Это, впрочем, не лишает экспозицию зрелищности и эстетической самоценности. В Москве, как и в Петербурге, не ограничились музейной экспозицией - был организован целый фестиваль "Московская абстракция", к которому подключились многие городские галереи, а в самой Третьяковке прошли лекции художников и теоретиков искусства, театрализованные действа и даже концерты.

Вспоминая о различиях школ двух столиц, нередко соперничающих друг с другом, не стоит сбрасывать со счетов то, что их объединяет. В данном проекте, по мнению Морозова, важнее всего факт общественной "реабилитации" абстрактного искусства: долгие десятилетия оно не допускалось к широкому аудитории, поэтому развивалось и обреталось в мире андеграунда. Последнее слово можно перевести буквально - абстракция "обитала" в подвалах, где нередко размещаются мастерские художников, на чердаках, в дачных сараях. Теперь советское и постсоветское абстрактное искусство, с триумфом прошествовав по миру и показав свое внутреннее родство с творчеством признанных художников Запада, окончательно обрело "права гражданства" и на своей исторической родине - в России.

Прибытие в Москву "питерских" абстракционистов совпало с другими вернисажами - в Нью-Йорке, где фонд Соломона Гуггенхайма при участии Русского музея и Третьяковки открыл выставку "Казимир Малевич: Супрематизм", и в Ганновере, где международный проект "Cubisme-Кубизм-Kubismus. Художественное движение в Европе 1906-1926 годов" продолжает программу Года России в Германии.

Поэтому оказался уместным и не вполне корректный, с точки зрения историка, термин "второй авангард", помещенный в подзаголовок экспозиции в Третьяковке: он напоминает о прямой преемственности советских абстракционистов-нонконформистов с теми художниками, которые в начале ХХ века отважно пускались на "езду в незнаемое". Методом "бури и натиска" они добились признания новаторского творчества, быстро обеспечив России славу мировой "сверхдержавы искусств". Между тем, имена Владимира Немухина, Франциско Инфантэ, Юрия Злотникова, Леонида Берлина и множества их единомышленников, хотя и считаются классикой отечественного искусства, знакомы не столь уж обширному кругу поклонников прекрасного. Еще менее известны их питерские коллеги.

Две серии одного выставочного замысла позволят раздвинуть рамки зрительского восприятия, снизить градус агрессии и неприятия не столь уж нового, но для многих все еще "непонятного искусства", которое не желает рассказывать истории "из жизни", а перевоплощает эту жизнь в сугубо пластические, но от того ничуть не менее драматические и выразительные формы выражения.

Выставка "Авангард на Неве" предоставляет редкую возможность познакомиться с наиболее значительными и своеобразными мастерами ленинградского нонконформизма. Это знаковые имена: Александр Арефьев, стоявший у истоков послевоенного авангарда в Ленинграде, и художники его круга; создатель собственной школы Осип Сидлин, пытавшийся отстоять творческую свободу, не покидая структуры "официального искусства". Это и Владимир Стерлигов - ученик Казимира Малевича, ставший "полюсом притяжения" в художественной среде Ленинграда. На примере их работ можно проследить, как из рук в руки передавалась традиция русского авангарда начала ХХ века.

Выставка в Третьяковке включена в долгосрочную программу "Неизвестная Россия", в ее рамках задумано немало культурных акций - издание книг, организация этнографических экспедиций, создание музеев и библиотек, проведение международных выставок фестивалей и конференций. В частности, в Москве картины участников выставки "Авангард на Неве" будут выставлены на благотворительный аукцион. Средства от аукциона пойдут на поддержку детских художественных школ Москвы и Санкт-Петербурга.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала