Вторая редакция понадобилась потому, что первая требовала от Объединенных Наций все, не давая в обмен ничего. В частности, ООН отстранялась как от политического процесса в Ираке, так и от контроля за потоками иракских нефтедолларов. Деловые партнеры ООН и Ирака не получали никаких гарантий, что их долги и контракты, в том числе в рамках упраздняемой программы "нефть в обмен на продовольствие", будут оплачены или компенсированы. Победители хотели единолично владеть ключами от иракской казны. Надеясь поставить резолюцию на голосование уже на этой неделе, США сделали пару мелких шажков навстречу критикам.
Так, вторая редакция признает необходимость "интенсивного" сотрудничества координатора ООН с оккупационными державами в восстановлении национальных иракских институтов. Почему, правда, этот призыв обращен в первую голову к ООН, а не к оккупационным державам, остается неясным.
США согласились также на то, чтобы включить координатора ООН в международный совет, который будет заниматься отбором ревизоров в "Фонд развития", занимающийся распределением иракских нефтяных накоплений. Вскользь упоминается и о том, что после создания в Ираке признанного международным сообществом правительства капиталы этого Фонда "могут быть открыты" для приема финансовых исков от стран, которым Багдад задолжал по довоенным контрактам. А могут быть и не открыты? Право решать сохраняется, конечно, за победителями.
Короче, уступки авторов проекта резолюции попахивают косметикой, причем дешевой. Официальные полномочия координатора ООН сознательно окутаны густым туманом. Не назван срок, когда власть в Ираке будет передана законно избранному правительству. Проект также умалчивает, что именно и на каких условиях заменит программу "нефть в обмен на продовольствие", когда та исчезнет с отменой санкций.
Эти и другие недостатки проекта резолюции вынудили членов Совета Безопасности внести в конце прошлой недели более 25 поправок. Россия, Китай и Франция, обладающие правом вето, сошлись во мнении, что проект нуждается в серьезных доработках. Его авторы не могут отмахнуться от этой оценки, как от надоедливой мухи. Воевать вопреки ООН можно, восстанавливать мирный Ирак - нельзя. Без отмены санкций, введенных ООН 13 лет назад, Соединенные Штаты и Британия как бы зависнут в юридическом безвоздушном пространстве. Компании будут опасаться инвестировать и торговать в Ираке, на иракский нефтяной экспорт найдутся претенденты по суду, а 13 млрд накоплений, находящихся сейчас в управлении ООН, окажутся замороженными. В результате США оказались сейчас на распутье.
Дороги две. Первая: представить проект на голосование, как он есть. Правом вето никто из постоянных членов Совета Безопасности, очевидно, не воспользуется, резолюция скорее всего будет принята. Но лишь минимальным большинством в 9 голосов. В этом случае будущее омрачено сохранением натянутых отношений США с влиятельными странами антивоенной коалиции, по понятным причинам не желающими принести свои коммерческие интересы в Ираке в жертву на алтарь американо-британской победы.
Второй путь: Соединенным Штатам нужно пойти на новые уступки. Их главный вектор все тот же - более достойная роль для ООН и более четкие гарантии, что страны-кредиторы и давние деловые партнеры Ирака не останутся на бобах. Такой компромисс не так уж невероятен.
Похоже, сближение двух точек зрения к "золотой середине" наметилось еще в ходе визита государственного секретаря США Колина Пауэлла в Москву в начале прошлой недели. Российские переговорщики тогда дали понять: поиск оружия массового поражения в Ираке по-прежнему крайне важен - иначе зачем, спрашивается, затеяли войну. Но хотя инспекторы ООН должны обязательно завершить свою работу, с этим можно подождать. То есть поиск ракет и микробов не так уж связан со снятием санкций. Выслеживать улики черных дел Саддама можно не один год, а восстанавливать страну нужно сейчас.
Юрий Федоров, заместитель министра иностранных дел, позднее предельно прозрачно развил эту мысль на конференции, посвященной влиянию иракской войны на российскую экономику. Излишне настойчивая увязка снятия санкций с окончанием инспекций "может сыграть негативную роль, когда мы будем иметь дело с новыми властями в Ираке", предупредил дипломат. Федоров призвал США к плавному переходу от режима санкций к ситуации, когда бы все существующие долги Ирака и заключенные ранее контракты были оплачены или компенсированы. Похоже, правота этой мысли начинает доходить до наиболее светлых голов в Вашингтоне.
Завершая свой визит в Москву, Колин Пауэлл сказал в своем выступлении в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что новое иракское правительство "возьмет на себя полную ответственность" за долги, причитающиеся России. Госсекретарь предположил, что задолженности Ирака могут быть отсрочены или рефинансированы.
В воскресенье министры финансов стран "восьмерки", включая американца Джона Сноу, косвенно согласились с этим мнением, заявив, что Ирак вряд ли начнет какую-либо выплату долгов до конца 2004 года. Лучше поздно, чем никогда.