Одинаково понятное на трех языках слово "Cubisme-Кубизм-Kubismus" в ее названии дополнено подзаголовком: "Художественное движение в Европе 1906-1926 годов". Совместный проект Третьяковской галереи и Шпренгель-музеума в Ганновере явится одним из центральных событий Года России в Германии.
Идея выставки, реализованная в широком международном контексте, принадлежит Государственной Третьяковской галерее /ГТГ/. Над воплощением проекта трудился большой коллектив специалистов. С российской сторон его возглавили три крупнейших знатока русского и западного искусства ХХ века - профессора МГУ им.М.В.Ломоносова Александр Морозов и Валерий Турчин и их старший коллега, учены с мировым именем, академик РАН Дмитрий Сарабьянов.
Как пояснил в интервью РИА "Новости" доктор искусствоведения, заместитель директора ГТГ Александр Морозов, замысел организаторов состоял в том, чтобы впервые показать русский кубизм не в изоляции, а в русле развития всего европейского движения, где первую скрипку играла Франция. То направление, которое возникло на заре ХХ столетия в недрах Парижской школы и стремительно распространилось по всей Европе, в России дало мощный толчок все более радикальным поискам новых путей в искусстве.
Знакомство с французским кубизмом оказалось важным этапом формирования авангардного художественного мышления, которое "развивалось по законам проектирования жизни, а не отражения ее". Русское искусство стремительно освоило все стадии французского кубизма, переосмыслило это явление и сделало из него свои, радикальные выводы. Младшими братьями парижского кубизма - детища Брака и Пикассо стали до сих пор удивляющие весь мир звенья русского авангарда - кубофутуризм и геометрическая абстракция: супрематизм и конструктивизм.
Выставка позволяет проследить параллели в творчестве крупнейших французских художников начала ХХ века /Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Фернана Леже, Амаде Озанфана/ и быстро перегнавших своих учителей из Парижа мастеров русского авангарда: Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Наталии Гончаровой, Надежды Удальцовой, Любови Поповой, Ольги Розановой.
В экспозицию вошли и произведения немецких кубистов Анри Лорана, Оскара Шлеммера, Курта Швиттерса.
Супрематизм Малевича - разрушителя всех привычных устоев - стал венцом краткой, но весьма бурной эволюции, которую совершило русское искусство после 1896 года. С того момента выставочные залы России распахнули двери новым европейским течениям - импрессионизму, символизму, фовизму, кубизму.
Колонии русских художников и скульпторов в Париже и Мюнхене установили живейшие контакты с западными художественными кругами. Новые идеи "разносила" по России целая генерация журналов об искусстве, с невиданной быстротой сменявших друг друга.
Помимо этого, в начале ХХ столетия в Москве, прежде всего у купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, сложились столь значительные собрания современной живописи, что даже и сегодня нет нужды ехать на Запад, чтобы серьезно познакомиться с наследием Матисса и Пикассо.
Начиная с 1910 года, перед русской публикой прошла целая вереница новых художественных группировок различного толка. Все они непрерывно устраивали выставки и вели интенсивную теоретическую работу. Были организованы дискуссионные клубы, печатались альманахи и трактаты.
Вслед за усвоением французского фовизма и немецкого экспрессионизма, в котором ведущую роль играла русская составляющая - Василий Кандинский и его товарищи, молодежь Москвы и Петрограда принялась "русифицировать" кубизм и итальянский футуризм.
Но если во Франции термин "кубизм" применялся широко, порой в отношении произведений, чьи авторы вряд ли могли быть причислены к приверженцам настоящего кубизма, то русские художники и критики подвергали серьезнейшему анализу аналитические принципы кубистского построения картины.
В 1912 году в России родилась настоящая школа кубизма, и только здесь начала вырабатываться настоящая "кубистская" теория, считают ученые Запада. За недолгие десять лет лидеры тогдашнего "актуального" искусства России подготовили резкую перемену в ориентации и самих основах западного искусства.
Для столь значимой и представительной выставки, как ганноверская, Третьяковка не остановилась даже перед тем, чтобы снять целый ряд полотен из постоянной экспозиции "Искусство ХХ века". Прежде всего, рассказал Морозов, это "Черный квадрат" Малевича, написанный в 1929 году, - авторское повторение того холста, что, прозванный "иконой авангарда", произвел эффект разорвавшейся бомбы в Петрограде 1915 года. Кроме него, в Германию посланы не менее знаковые вещи: "Контррельеф" Владимира Татлина, холст Александры Экстер "Флоренция", работы Ольги Розановой, Марка Шагала, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Ивана Клюна, их коллег и соратников по нелегкой борьбе, которую кубистам пришлось выдержать со сторонниками более традиционных стилей в искусстве и, в частности, с представителями академизма и позднего передвижничества.
К счастью, обширность коллекции Третьяковки, где хранится 130 тыс произведений, созданных за 1000 лет истории русского искусства, позволяет галерее участвовать в разнообразных художественных проектах во всем мире и представлять отечественное искусство в самых высоких его образцах. Так, лишь неделю назад в Нью-Йорке при участии Русского музея и Третьяковки открылась выставка "Казимир Малевич: Супрематизм", с успехом прошедшая зимой в Берлине, где собрала 70 тыс посетителей.
Интерес к русскому авангарду за рубежами России не иссякает десятилетиями, и не случайно старт Году России в Германии дал показ именно того пласта в русском искусстве, который радикально изменил мировой художественный ландшафт.
В проекте "Кубизм" участвуют многие музеи Европы и России, среди которых - Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, парижский музей Пикассо, художественные музеи Бонна, Гааги, Эссена, Стокгольма, Базеля.
После демонстрации в Ганновере выставка переедет в Москву и осенью будет показана в Третьяковской галерее.