В селе Знаменское в Чечне взрыв военного грузовика оборвал жизни 55 человек, в том числе женщин и детей, и отправил на больничные койки более 200 раненых, многих в тяжелом состоянии.
В Эр-Рияде, Саудовская Аравия, в результате атаки управляемых самоубийцами автомашин-бомб на жилые районы, населенные преимущественно иностранцами, погибли 29 человек, включая 7 американцев, получили ранения 194.
В остальном два теракта, совершенные на расстоянии 2 тыс 340 километров друг от друга с разрывом в 14 часов, похожи, как два клона.
Оба были тщательнейшим образом спланированы. Один направлен против американцев и приурочен к приезду в Эр-Рияд государственного секретаря США Колина Пауэлла. Другой замышлен, чтобы отравить праздник Дня победы в Чечне и сорвать там процесс политического урегулирования, так успешно начатый республиканским референдумом. Ксерокопией выглядят и способы организации обоих преступлений: нашпигованные взрывчаткой грузовики, водители-смертники.
У президента Владимира Путина были все основания заключить, что "почерк и там, и там абсолютно одинаков и по последствиям абсолютно сопоставим". Российский лидер имел в виду то, на чем уже давно настаивает Кремль: так называемые сепаратистские мятежники в преимущественно мусульманской Чечне представляют собой еще один фронт для все той же всемирной террористической сети "Аль-Каида", взорвавшей небоскребы в Нью-Йорке, дискотеку на Бали и далее по трагическому списку.
Похоже, терактами в Знаменском и в Эль-Риаде окончательно поставлен знак тождества между "классическим" международным терроризмом и терроризмом чеченским, который западные СМИ годами стыдливо именовали то "народным сопротивлением", то "вооруженной борьбой за национальную самостоятельность", то "антиколониальным движением".
Дьявол терроризма как бы разом превращался в немножко буйного, но в принципе хорошего парня, стоило ему шагнуть из внешнего мира внутрь Чечни. Казенные иностранные радиостанции, прилежно объясняющие российскому населению на русском языке, как ему должно жить, даже придумали устойчивые эвфемизмы. Чеченских террористов они именуют в своем эфире не иначе, как "бойцами" или "воинами", а теракты, совершенные в Чечне, -"военными диверсиями".
"11 сентября в результате военной диверсии рухнули башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке...", - так ведь язык не повернется сказать. Но когда 27 декабря прошлого года взрыв в Грозном разнес в щебень тамошний Дом правительства, заживо похоронив десятки людей, у многих западных радиоголосов повернулся.
Теперь использовать такое постыдное двуязычие будет сложнее. Нет сомнений, что у трагедий в Знаменском и в Эр-Рияде один и тот же заказчик - международный исламский терроризм. Как заявил заместитель официального представителя госдепартамента США Филип Рикер, на развалинах жилых кварталов саудовской столицы заметен "отпечаток и почерк "Аль-Каиды". В свою очередь следователи российской ФСБ связывают взрыв в Знаменском с действующей в Чечне арабской террористической группой во главе с саудовцем Абу Валидом, известным агентом той же "Аль-Каиды".
Родина бен Ладена остается главным поставщиком террористов как на американский, так и на чеченский фронты.
Абу Валид появился в Чечне в конце 90-х, когда там уже существовали укрепленные тренировочные лагеря арабских ваххабитов. Считают, что под началом саудовца сегодня находится вся арабская террористическая рать в Чечне, составляющая примерно четверть тысячного контингента чеченских вооруженных боевиков, которые противостоят российской армии. Помимо "Аль-Каиды" банду Абу Валида финансируют еще примерно 40 организаций, замаскированных под благотворительные фонды в США, Европе и на Ближнем Востоке. Поток долларов, доставляемых в Чечню курьерами по горным тропам, измеряется, по оценкам российских спецслужб, суммами в диапазоне 500 тыс - 1 млн в месяц.
Крупные зарубежные эксперты по антитеррору резко критикуют сегодня западные столицы: уж слишком долго там игнорировали убежденность Москвы в том, что чеченский конфликт - это еще одно лицо международного радикального исламизма, мечтающего поднять зеленый флаг над всем миром.
"Чечня и Панкисское ущелье в Грузии частично заменили Афганистан в качестве центра подготовки террористов, - говорит Рохан Гунаратна, известный исследователь исламского радикализма и автор книги "Внутри "Аль-Каиды". - Террористы последней волны, накрывающей сейчас Европу, натаскивались в Чечне или Алжире".
Отношение США к чеченскому конфликту явно сдвинулось с мертвой точки после событий 11 сентября. Американские следователи словно проснулись, огляделись вокруг и вдруг обнаружили источник финансирования чеченских банд у себя под боком, в Чикаго. Выяснилось, что пригревшийся здесь благотворительный фонд "Беневоленс Интернэшнл Фаундейшн" успел перевести боевикам в Чечне более 300 тыс долларов. Причем, при обыске в филиале фонда в Боснии был найден незамысловатый рукописный приказ самого Усамы бен Ладена, гласивший: "Настало время атаковать Россию".
В свою очередь настало время отнестись к утверждениям Москвы насчет смычки чеченских боевиков с "Аль-Каидой" всерьез, решили, видимо, в американской администрации.
В результате, три чеченских группировки - "Исламские интернациональные бригады", "Исламский полк специального назначения" и "Разведывательный и подрывной батальон чеченских мучеников" - были включены в черный список террористических организаций, который составляется государственным департаментом США. Их финансовые средства в банках Америки заморожены.
При случае в вашингтонских кулуарах также не преминут с удовольствием заметить: уничтожив "Талибан" в Афганистане, США перерезали кое-какие внешние каналы снабжения оружием и финансирования боевых групп в Чечне. Кроме того, американская администрация склонна считать, что сделала многое, чтобы отряды исламистских радикалов были вытеснены из Ферганской долины в Узбекистане, а правительство Грузии стало худо ли, бедно ли, но наводить порядок в Панкисском ущелье. Во всяком случае после трехлетних отпирательств в Тбилиси, наконец, признали, что там укрываются более 800 вооруженных бандитов, включая отряд из 80-100 арабов, получающий деньги напрямую от "Аль-Каиды".
Взрывы в Знаменском и Эль-Риаде вновь напомнили Москве и Вашингтону: никакие разногласия вокруг Ирака, роли ООН в мировых делах или злосчастной поправки Джексона-Вэника не должны стереть из памяти телефонный разговор Путина с Бушем сразу после событий 11 сентября. Два президента согласились тогда объединить силы для отпора главному глобальному злу - международному терроризму. Причем, в любой его ипостаси, включая чеченскую.