Но все меняется в мае, когда название "набережная Круазетт" начинает звучать волшебной музыкой, когда в толпе небрежно одетых отдыхающих появляются мужчины в смокингах и бабочках и дамы в вечерних туалетах, когда туристы, вместо того чтобы нежиться на пляже, начинают вожделеть лишний билетик, а количество длинноногих и полногрудых "старлеток" на душу курортного населения значительно превосходит среднестатистический показатель. Все это означает, что в Канне начался очередной международный кинофестиваль.
Каннский кинофорум, который сегодня открывается вот уже в 56-й раз, нередко называют самым престижным и представительным из мероприятий подобного рода. Если тут и есть преувеличение, то не слишком большое. Ведь фестиваль в Канне и в самом деле год из года собирает множество звезд первой величины, а порой зажигает и новые звезды на кинематографическом небосклоне.
Правда, в этом году организаторы с сожалением отметили, что недосчитались нескольких признанных мастеров, которые намеревались представить свои картины, но по тем или иным причинам не успели завершить работу над ними. В их числе - Ингмар Бергман, Квентин Тарантино, Тео Ангелопулос, Эмир Кустурица.
Зато, как говорят знатоки, среди создателей пяти десятков фильмов, которые после предварительного просмотра более чем 900 полнометражных картин были отобраны оргкомитетом для официального показа, есть весьма многообещающие дебютанты. Да и тот факт, что в рамках фестиваля состоится 40 мировых премьер, говорит сам за себя.
Первой такой премьерой станет внеконкурсный показ фильма "Фанфан-тюльпан", который откроет официальную программу фестиваля. Продюсером этого римейка знаменитой картины 50-х годов прошлого века выступил Люк Бессон, а поставил фильм Жерар Кравчик - дуэт, хорошо знакомый зрителям по лентам "Такси-2" и "Такси-3". Главные роли в новой версии исполнили восходящая звезда французского кино Венсан Перес и фатальная "латино" Пенелопа Крус. Говорят, получилось неплохо, хотя у тех зрителей, что постарше, неизбежно будут возникать сравнения со старой, еще черно-белой лентой, где блистали неподражаемый Жерар Филип и восхитительная Джина Лолобриджида.
Впрочем, сравнивать глубину декольте Джины и Пенелопы - занятие хоть и увлекательное, но не основное. По крайней мере, для жюри главной конкурсной программы полнометражных фильмов, которое в нынешнем году возглавляет известный французский режиссер Патрис Шеро, сам неоднократно приезжавший на набережную Круазетт в качестве номинанта. Помимо него, в состав жюри входят еще два представителя Франции - актеры Жан Рошфор и Карин Виар, двое американцев - режиссер Стивен Содерберг и актриса Мэг Райан, а также по одному представителю от Китая, Индии, Италии и Боснии.
Состав жюри в какой-то мере отражает список претендентов, которые поведут борьбу за "Золотую пальмовую ветвь" - главный приз фестиваля. Из 20 картин - чуть меньше, чем обычно - пять представлены французскими постановщиками, в числе которых признанный авторитет Клод Мийе и Франсуа Озон, которого называют одним из самых одаренных французских режиссеров нового поколения.
Американское кино представлено тремя лентами, в том числе фильмом неувядающего Клинта Иствуда "Мистическая река", японское - двумя. В общей сложности для главной конкурсной программы отобраны работы режиссеров из 13 стран, среди которых стоит особо упомянуть каннского завсегдатая датчанина Ларса фон Триера и британца Питера Гринэуэя.
Российский кинематограф будет представлять Александр Сокуров. Он в Канне если и не завсегдатай, то уж точно не новичок. В последние годы на набережной Круазетт демонстрировались его картины "Молох", "Телец", "Русский ковчег". На сей раз вниманию взыскательного жюри и искушенной публики будет предложена драма "Отец и сын". К теме взаимоотношений родителей и детей российский постановщик обращается не впервые - в 1997 году он снял картину "Мать и сын", которая была отмечена рядом престижных наград. Как примут его новую работу? Гадать бесполезно, тем более что логика каннского жюри обычно бывает непредсказуемой.
К тому же мнения жюри и зрителей чаще всего не совпадают. Вот и сейчас, когда профессионалы готовятся серьезно оценивать глубину проникновения в психологические образы и рассуждать о кинематографических новациях, публика с жадным нетерпением ожидает намеченную на четверг аван-премьеру продолжения культовой "Матрицы" с "перезагруженным" Киану Ривзом в главной роли. Что ж, на то и праздник кино, чтобы каждый мог найти что-то по своему вкусу.