Уехавший из России на Запад еще до 1-й Мировой войны, художник Владимир Издебский /1881-1965/ практически не знаком отечественной публике. Выставка впервые в России покажет скульптуры и картины Издебского, исполненные в 1920-1950-е годы. К сожалению, немногие знают и о том, что в истории русского авангарда он сыграл роль столь же важную, как Сергей Дягилев - во всемирном признании общества "Мир искусства".
На "Интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и рисунков", которая торжественно и шумно открылась в Одессе в декабре 1909 года и вобрала в себя около 900 работ 150-ти художников, впервые в Российской империи было показано искусство авангарда. Кстати, знаменитые Салоны Издебского, прошедшие в 1909-11 годах, явились и первым, весьма дерзким опытом совместной демонстрации новых направлений в русском и западном искусстве. Порой историки называют подвигом просветительский порыв одесского скульптора, который задумал проводить в родном городе выставки по образцу ежегодных парижских Салонов, собирая художников со всего мира. Он познакомил сначала Одессу и Киев, потом Петербург и Ригу с блистательными молодыми живописцами Франции и России - Анри Матиссом, Андре Дереном и Альбером Марке, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой и Робертом Фальком. Считается, что на обложке каталога "Салон Издебского" увидело свет первое в мире произведение абстракционизма - рисунок Василия Кандинского.
Так называемый 1-й Салон Владимира Издебского "взорвал" художественную жизнь Одессы, а затем и Киева. Зрители, толпами приходившие на выставку, узнавали Александру Экстер, Аристарха Лентулова, Марианну Веревкину, Алексея Явленского, членов "Мира искусства", "Союза русских художников", "Товарищества южнорусских художников" и других объединений. Спектр течений был огромен - от передвижников до фовистов и кубистов. Широко была представлена французская живопись, показано русское прикладное искусство, создан отдел детских рисунков. Неутомимый Издебский, привлекая видных критиков и бойких журналистов, устраивал на выставке диспуты и лекции, инсценировал театральные пьесы /в одной из постановок играл Александр Куприн/. Близким другом и помощником Издебского в его начинаниях был Давид Бурлюк.
Общественный резонанс Салонов /второй из них, меньший по объему, состоялся в Одессе, Николаеве и Херсоне/ был велик, отклики - противоречивы; в газетах звучали и приветствия, и насмешки. Но коммерческого успеха выставки не имели: убытки Издебского составили 5 тыс рублей, что по тем временам - огромная сумма. В 1913 году он принял решение уехать из Одессы, долго кочевал по Европе и в конце концов переехал в США. Там Издебский продолжал заниматься искусством, изредка выставлялся, но к организации масштабных выставок никогда не возвращался. Не смог он и добиться признания в Америке, хотя в молодости у художника находили незаурядное дарование.
До старости мастер мечтал о персональной выставке - теперь эта мечта сбылась в России, пусть и с большим опозданием. В Москве рядом с произведениями Издебского будут показаны полотна известнейших художников XX века, его прежних подопечных, из собрания Русского музея - Кандинского, Гончаровой, Ларионова и других участников Салонов. К сожалению, далеко не всегда удается "опознать" картины, разбросанные теперь по разным коллекциям, по безликим названиям в старых каталогах, подчеркнули организаторы выставки.
Вслед за экспозицией в Москве они надеются устроить еще ряд показов, в частности, в Русском музее, где шире представят и творчество самого Издебского, и состав экспозиций в его Салонах. "Сделана лишь первая попытка на примере собрания ГРМ отразить разнообразие имен, входивших в сферу интересов Издебского, и качественный состав его Салонов, - подчеркнул директор ГРМ Владимир Гусев. - Наконец, это позволит напомнить об одной из центральных фигур в истории русского авангарда, забытой на его родине".
Выставка-исследование развернута под эгидой Минкультуры РФ в рамках программы "Русский музей в Москве". Сокровищница отечественного искусства, где, по словам Владимира Гусева, по случаю юбилея Северной столицы решили "сделать подарки москвичам и всем россиянам", ранее уже показал в МЦИ экспозицию "Игра и страсть", работы Павла Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина из своих фондов, выставки "Портрет жены художника" и "Русская народная игрушка".