Практически все эти машины были закуплены до войны иракским государством для армии, различных министерств и ведомств. Во время наступившего после падения режима Саддама Хусейна безвластия и хаоса сотни государственных и армейских гаражей были разграблены. Сегодня такие похищенные из них машины открыто, средь бела дня продаются прямо в центре иракской столицы.
Покупатели на рынке ворованных автомобилей в основном курды. Несмотря на столь низкие цены раскошеливаться они не торопятся. Внимательно осмотрев приглянувшийся автомобиль, курды долго торгуются, стараясь сбить цену. Как правило, это им удается без особого труда. Заключив сделку, некоторые пытаются перепродать только что купленное авто, набавив на него 500-700 долларов, но основной рынок сбыта не здесь, а в Иране. Туда через иракский Курдистан переплавляется большая часть купленных в Багдаде машин. Покупать их для себя иракцы опасаются, так как они ворованные. А что если новая власть потребует их вернуть?
Тут же на рынке снуют мальчишки, предлагая новенькие номера и документы на машины. Весь комплект вместе с водительскими правами вам изготовят за 5 тыс динаров /2,5 доллара/.
Сегодня в Багдаде на многих рынка торгуют краденым. Один из таких базаров расположен в районе Новый Багдад. Здесь прямо на главной проезжей улице распродают похищеное в госучреждениях и частных домах, на складах и армейских базах. Чего тут только нет. Выдранные из зданий иракских министерств окна, двери и дверные проемы и даже писсуары соседствуют с горами лекарств, микроскопами, факсами, компьютерами и телефонами. Содранные с потолков вентиляторы и осветительные плафоны, кондиционеры воздуха, украденные компьютеры, телевизоры, видеокамеры распродаются по соседству с кроссовками, автомобильными аккумуляторами, телевизорами, видеокамерами, противогазами и приборами наведения артиллерийских орудий, мылом, карандашами, водкой и пивом.
Одни торгуют из коробки, другие привозят краденое целыми машинами. Как правило их тут же обступают покупатели и интересуются, ни оружие ли привезли. На оружие спрос большой, но торгуют им не на центральной улице, а в боковых переулках. Американские войска несколько раз пытались устраивать здесь облавы и теперь торговцы предпринимают меры предосторожности. Зато бланками новых иракских паспортов торгуют открыто. Полностью готовый паспорт стоит 1,25 доллара. С проставленными визами - подороже, 5 долларов. Цены не только на паспорта, на весь товар - низкие, хотя и ближе к реальным, нежели на автомобильном рынке. Коробка с мылом или даже компьютер - не машина, их регистрировать не надо.
Встречаются на рынке в Новом Багдаде и очень любопытные вещи. Так на одной из лавок написано: "Продаются одежда и личные вещи Удея". В лавке, хозяина которой зовут Абу-Рази, висят или просто лежат экстравагантные костюмы и роскошные штиблеты, еще месяц назад хранившиеся в гардеробах старшего сына Саддама Хусейна. Тут же лежит альбом его личных фотографий, на которых запечатлены все основные этапы жизни первенца бывшего иракского лидера.
Еще совсем недавно большинство иракцев боялись вслух произнести имя Удея, называя его не иначе как "учитель". Сегодня любой из них, выложив пять долларов может щегольнуть в его белом костюме.