"А где Саддам? Где эти арсеналы оружия массового уничтожения, если они были? Может быть, Саддам сидит где-то в секретном бункере с оружием массового уничтожения и готовится рвануть все это хозяйство и поставить под угрозу тысячи человеческих жизней? На эти вопросы нужно отвечать. Может, этого ничего не случится. Но мы должны думать об этом и как-то реагировать", - сказал президент России после встречи в Ново-Огарево с британским премьером Тони Блэром.
Отвечая на вопрос западного журналиста, которому показалось, что в словах президента России звучит ирония, Владимир Путин заявил: "То, что я сказал по поводу ОМУ, может быть, звучит иронически, но никакой иронии здесь нет". "Мы должны быть последовательны в своих действиях и не забывать, что откуда возникло и на основе чего", - заметил он. Путин напомнил, что Россия была против военных действий в Ираке. "Тем не менее они начались, и главной причиной была необходимость поиска ОМУ", - сказал президент.
"Иракский режим утверждал, что у него нет оружия массового уничтожения", - отметил Путин. Россия поддерживала решения Совета Безопасности ООН, потому что "сомневалась в искренности режима", не знала, "точно ли есть ОМУ или нет".
Российский лидер вновь задал вопрос - было или нет это оружие, и если было, то где оно? Если предположить, что арсенал существует, продолжил Путин, то уверенности нет, что те, кто должен был привести оружие в действие, уничтожены. "Или, может быть, они передали или собираются передать его террористическим организациям? Такой уверенности нет, ответов на все эти вопросы пока нет", - констатировал президент. "Пока мы не получим ответы на эти вопросы, мы не можем чувствовать себя в безопасности", - подчеркнул он.
Путин считает, что надо просто работать так, как работали в Совете Безопасности ООН в течение 12 лет. "Нужно юридически и фактически поставить точку", - еще раз подчеркнул глава государства. Он отметил, что "юридические санкции /против Ирака/ были наложены в связи с подозрением на наличие ОМУ", и они могут быть сняты после того, как "подозрения будут развеяны".
Как заявил Путин, "снять санкции может только тот, кто их назначил - Совет Безопасности ООН".
По словам главы государства, сегодня необходимо сосредоточиться и определить, какие действия требуется предпринять в целях безотлагательного решения гуманитарных проблем страны и как может международное сообщество фактически и юридически поставить в конце концов точку в вопросе об ОМУ в Ираке.
"В целях решения первой задачи полагаем необходимым, особенно сейчас, в период безвластия в Ираке, обеспечить под контролем ООН программу "Нефть в обмен на продовольствие", - сказал Путин. По его словам, эту программу надо расширять и использовать имеющиеся механизмы под контролем международного сообщества.
Что касается ОМУ, то, как сказал президент, есть много возможностей и вариантов для обеспечения инспекций даже в сложных послевоенных условиях.
"Если что-то обнаружили, не обязательно показывать какие-то пустые бочки по телевидению", - заявил Путин. По его мнению, на место обнаружения могут сразу вызываться инспекторы ООН, возможно, под охраной "голубых касок".
Президент предложил подумать о различных формах решения этой проблемы на примере того, как это было в Афганистане.
Путин также подчеркнул, что Россия не раз заявляла и заявляет о готовности принять самое активное и непосредственное участие в обеспечении деятельности инспекторов в Ираке.
Однако в любом случае основная задача заключается в том, чтобы обеспечить принятие таких решений, которые учитывали бы законные интересы иракского народа, были основаны на безусловном уважении суверенитета и территориальной целостности Ирака, сказал Владимир Путин.