Всего каких-то два-три года назад западные инвесторы шарахались от этих бумаг, как черт от ладана. На днях же посольство Великобритании устроило специальный семинар для российских бизнесменов, где финансисты из лондонского Сити расписывали преимущества своей биржи перед нью-йоркской. Такие преимущества действительно есть. И тень крупных финансовых скандалов, какие произошли в последний год в США, над ней не висит, и ограничения для регистрации акций иностранных предприятий здесь менее строги, и просто часовой пояс Лондона ближе к московскому.
Но главное в другом. Крупнейшая в Европе Лондонская фондовая биржа, объем торгов которой превосходит все биржи континента вместе взятые, открыла настоящий сезон охоты на российские компании. Их акции впервые в истории оказались в Лондоне востребованы - и очень.
За этим стоит простая и важная вещь - резкое изменение настроений у западных инвесторов, их новые оценки состояния экономики России. Растущая уверенность в том, что российское хозяйство пошло на поправку и что этот подъем обещает быть стратегически продолжительным, развязывает руки крупным торговым домам, инвестиционным фондам Старого и Нового света, спускающим дилерам команду купить акции наиболее многообещающих российских концернов.
Инвестор - это акробат, балансирующий между страхом дорогостоящей ошибки и соблазном многократной выгоды. В случае с Россией внутренний голос сейчас подсказывает ему: порог неприемлемого риска пройден.
"Большинство инвесторов на нашей бирже - это институциональные инвесторы, прекрасно понимающие те риски, с которыми связано вложение денег в российские бумаги,- говорит директор по развитию бизнеса Лондонской фондовой биржи Марк Бейли.- Но они смотрят на риск с точки зрения возможной отдачи, а когда речь идет о России, отдача чрезвычайно высока".
Похоже, последним толчком, подвигнувшим западных биржевиков перейти от сомнений к действиям, стало недавнее оптимистическое заявление Михаила Касьянова: объем промышленного производства России возрос по итогам первого квартала на 6 проц, что представляет собой, по словам премьера, "самый высокий темп роста за последние три года". Отталкиваясь от этой обнадеживающей статистики, глава правительства прогнозирует рост ВВП в первой декаде на 6,4 проц, тогда как в прошлом году соответствующий показатель не превысил 3,4 проц. Причем, на этот раз рост идет не только за счет верных лошадок по имени нефтедобыча и черная металлургия, но и благодаря позитивным тенденциями в машиностроении и перерабатывающей промышленности.
Как на радостях выразился Касьянов, "это хороший взбудораживающий фактор". Среди взбудораженных оказались, как выясняется, и лондонские биржевики.
На сегодняшний день собственно на Лондонской фондовой бирже зарегистрированы и свободно обращаются акции трех российских компаний - "ЛУКОЙЛ", "Газпром" и "Татнефть". Кроме того, при бирже действует отдельная торговая площадка для ценных бумаг /IOB/ иностранных компаний, где присутствуют еще девять российских фирм. В течение последних трех лет подспудно собиралось с силами, зрело и, наконец, заявило о себе маленькое чудо: объем торгов российскими бумагами на IOB вырос втрое и теперь составляет половину всех операций.
Но этого лондонским финансистам, видимо, мало. На семинаре в Москве они взывали к российскому бизнесу расширить свое присутствие на биржевых мониторах Сити, причем не только в нефтегазовом секторе. Чувствовалось, что англичане оглядываются на своих конкурентов на Уолл-Стрит, где идет бойкая торговля американскими депозитарными расписками на акции российских пионеров высокой технологии - "Вымпелкома" и МТС. Тот же Марк Бейли признал, что ведет сейчас переговоры с "одной из российских телекоммуникационных компаний". Появление ее бумаг на Лондонской бирже - дело недалекого будущего, обещает этот ведущий лондонский финансист.
Англичане зазывают к себе российские ценные бумаги, хотя им ясно, как божий день, что цены на нефть, вероятнее всего, вскоре упадут. Но лондонских аналитиков это не обескураживает. Они относят выход на биржу к разряду масштабных, стратегических деловых решений, которые не следует обуславливать сиюминутной игрой цен. Биржевая конъюнктура была и останется подругой ветреной и капризной. Поэтому, по мнению британских финансистов, сегодняшний момент вовсе не так уж плох для регистрации российских компаний в Сити.
Главное, чтобы между ценой акций и реальной стоимость активов фирмы не было разрыва. Тем более скрытого, да еще сознательно.
Отсюда крик души лондонских биржевиков, обращенный к будущим российским участникам фондовой игры: будьте прозрачны. Солидный иностранный инвестор не купит ни одной акции, пока не станет четко представлять себе, как управляется компания, за счет чего получает прибыли, какие у нее перспективы развития. И здесь голос лондонского Сити звучит почти в унисон с рекламой российских налоговиков: пора выходить из тени.