В рамках этого мероприятия, проводящегося в третий раз, планируется организовать массовую раздачу всем желающим 16-страничной брошюрки под громким названием "Хартия хорошего поведения". Общественные организации при поддержке министерства транспорта намерены адресовать водителям настоятельный призыв тщательно соблюдать правила дорожного движения и быть взаимно вежливыми.
Насколько действенны подобные призывы, во Французской ассоциации предотвращения нарушений во время вождения не знают. Там ссылаются на статистику Минтранса, согласно которой, количество погибших в автокатастрофах за первые три месяца текущего года сократилось почти на треть по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и составило 1190 человек. Правда, при этом честно признают, что не знают точной причины такой тенденции: то ли повысилась культура вождения, то ли усилился страх перед заметно ужесточившимися за последний год наказаниями за нарушения правил дорожного движения.
Если же говорить о водительском общественном мнении, то оно неоднозначно: согласно опросу, проведенному институтом Сэ-эс-а, 98 проц автомобилистов считают себя "вежливыми и ответственными", одновременно 74 проц опрашиваемых полагают, что остальные ведут себя за рулем не так, как подобает.
Другие цифры еще более запутывают: если почти поголовно французские водители "вежливы и ответственны", то почему же при этом 43 проц из них признаются, что "часто или время от времени" превышают скорость на 20 и более километров в час? 51 проц водителей, по их собственному признанию, грешит проездом на желтый свет, такое же количество автомобилистов начинают нервничать, если вынуждены плестись за медленно едущей впереди машиной.
Выходит, до высокого самосознания и полной куртуазности за рулем еще далеко, что признают и в ассоциации предупреждения нарушений за рулем. И добавляют, что "аплодируют усилению контроля" за дорожным движением со стороны органов охраны правопорядка.
Личные впечатления невольного участника движения по дорогам Франции убеждают в том, что французские водители нередко непоследовательны в своих действиях: они могут притормозить на зеленый, чтобы пропустить перебегающих дорогу пешеходов либо поворачивающий автомобиль, и тут же рвануть на красный, как на пожар. Неважно обстоят дела с понятием рядности и приоритета движения. А главное правило таково: кто справа, тот и прав. Поэтому к повороту из крайнего правого ряда налево, причем без включения сигнала, надо относиться философски. Если водитель поворачивает подобным образом или, поставив машину посреди улицы, включает аварийную сигнализацию и уходит по своим делам, значит, ему так надо. Главное, не нервничать и быть взаимно вежливыми.