Рейтинг@Mail.ru
Падение Багдада. Что дальше? - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Падение Багдада. Что дальше?

Читать ria.ru в
Случилось то, чего в Ираке боялись больше всего. Падение режима привело к вакууму власти в стране, к анархии и хаосу, который может перерасти в резню и даже в междоусобную войну. Именно такого развития событий, а не самой войны и американских бомб, иракцы больше всего и опасались. К налетам американской авиации, говорили они, мы привыкли. Мы пережили войну 1991 года, бомбежки 1998 года, переживем и новое нападение. Страшно, говорили они, если бедный пойдет на богатого, шиит на суннита, курд на араба. Похоже, это и происходит. Пока, правда, в основном, только грабят. Хотя и этого немало. Разграблены больницы, университеты, библиотеки, музеи. И без того отброшенный на десятилетия назад годами войн и экономических санкций Ирак погружается во мрак. Чтобы восстановить разрушенное и разграбленное, потребуются годы и годы. А многое, как, например, библиотеки с хранившимися в них бесценными средневековыми рукописями, музей, в которых были собраны материальные свидетельства шести тысяч лет...
АММАН, 11 апреля. /Корр. РИА "Новости" Павел Давыдов/. Случилось то, чего в Ираке боялись больше всего. Падение режима привело к вакууму власти в стране, к анархии и хаосу, который может перерасти в резню и даже в междоусобную войну. Именно такого развития событий, а не самой войны и американских бомб, иракцы больше всего и опасались. К налетам американской авиации, говорили они, мы привыкли. Мы пережили войну 1991 года, бомбежки 1998 года, переживем и новое нападение. Страшно, говорили они, если бедный пойдет на богатого, шиит на суннита, курд на араба.

> Похоже, это и происходит. Пока, правда, в основном, только грабят. Хотя и этого немало. Разграблены больницы, университеты, библиотеки, музеи. И без того отброшенный на десятилетия назад годами войн и экономических санкций Ирак погружается во мрак. Чтобы восстановить разрушенное и разграбленное, потребуются годы и годы. А многое, как, например, библиотеки с хранившимися в них бесценными средневековыми рукописями, музей, в которых были собраны материальные свидетельства шести тысяч лет истории Месопотамии, не удастся восполнить никогда.

Но есть и более тревожные сигналы. На глазах корреспондента Би-Би-Си в Багдаде толпа забила в четверг человека до смерти металлическими прутьями. Возможно, он не был членом партии Баас и не пытал никого в застенках, а просто хотел спасти свое имущество от мародеров. Но лиха беда начало.

Очевидцы свидетельствуют, что в Багдаде на улицах уже лежат обезглавленные трупы. А здесь, что называется, только дай. В Ираке много тех, у кого есть претензии к старой власти и к друг другу.

В Вашингтоне войну в Ираке готовили давно. И решение о ее начале также было принято не вчера. По крайней мере, еще до принятия резолюции СБ ООН 1441, санкционировавшей поиски оружия массового уничтожения в Ираке. Казалось бы, было время предусмотреть все. Однако вакуума власти не предвидели, хотя он был очевиден.

Последние четверть века в Ираке не было другой власти, кроме власти партии Баас. Вся оппозиция была либо физически уничтожена, как, например, иракская компартия, либо вынуждена была иммигрировать. Падение режима неизбежно должно было привести к безвластию. Этому же способствовала и американская пропаганда, называвшая режим преступным, призывавшая к его свержению и грозившая карой всем, кто его поддерживает.

Свергли. В страхе перед расправой разбежались все. Не только полицейские, но и истопники электростанций и рабочие водоочистных заводов. Поддерживать порядок некому. Народная стихия вырвалась наружу, словно джин из бутылки в сказках "Тысячи и одной ночи". Загнать его обратно можно только силой, но у оккупационной армии ее на это нет - она воюет. Нет ее и у оппозиции, претендующей на новую власть. Следовательно, анархия будет расти. В ближайшее время ситуация может еще больше усугубиться, так как отсутствие продовольствия - все магазины и рынки закрыты - приведет к голоду, что толкнет людей на разграбление не только госучреждений, как сейчас, но и частных домов.

Есть тревожные свидетельства и того, что к хаосу на улицах может прибавиться и хаос политический. Произошедшее накануне в священном для шиитов городе Наджефе убийство одного из шиитских лидеров шейха Абдель Маджида Аль-Хое - тому подтверждение. В Ираке и за его пределами опасались, что падение режима Саддама Хусейна может привести к противостоянию шиитского большинства и находившегося у власти суннитского меньшинства. Если же к этому добавится еще и внутри шиитская распря, то это может превзойти самые худшие ожидания.

Не менее тревожные сигналы поступают и с севера Ирака. Вступление курдских воинских формирований в Киркук вызвало резкую реакцию Турции. Анкара пригрозила ввести турецкие войска в Курдистан, если курдские пешмерги /партизаны/ не покинут город. Но даже если лидеры курдов и выполнят это требования и выведут, как они обещали, своих бойцов из Киркука до конца дня в пятницу, острота проблемы на севере Ирака останется.

Курды считают Киркук не просто своим городом, но столицей Курдистана. Отказаться от него они не могут.

Турки в свою очередь опасаются, что переход нефтяных месторождений Киркука во власть курдов усилит их стремление к созданию независимого государства. А это подтолкнет к борьбе за независимость и турецких курдов. Допустить этого Анкара не может. Но если она введет свои войска на север Ирака, то вряд ли в стороне останутся Иран и Сирия. Но даже если Турция и не вмешается в иракские дела, проблема сохранится.

В течение многих лет режим Саддама Хусейна проводил политику арабизации Киркука. Многие жившие там курды вынуждены были покинуть свои дома. Их место занимали арабы, переселение которых в Киркук поощрялось Багдадом материально. Сейчас курды хотят вернуться. А это - еще один очаг противостояния.

Если мир смотрит на происходящее в Ираке с тревогой, то арабский мир смотрит на это с тревогой двойной. Соседи Ирака, в том числе союзники США, еще до начала войны неоднократно предупреждали Вашингтон о том, что война в Ираке, тем более его распад дестабилизирует весь регион. Сегодня на Ближнем Востоке опасаются, что судьба Багдада постигнет и другие арабские столицы. Военный успех на берегах Тигра и Евфрата, боятся арабы, может вскружить головы американским стратегам, убедить их в том, что они также в состоянии навязать свою волю и другим, в частности Сирии и Ирану. Непрекращающиеся угрозы в адрес Дамаска лишь укрепляют эти подозрения.

Падение Багдада болезненно отразилось на арабах и с моральной точки зрения. Хотя многие до сих пор не верят, что иракская армия бесследно растворилась, и полагают, что она еще даст бой американцам, надежды на это тают с каждым часом. Души наполняются унынием. Легкость, с которой столица некогда великого арабского халифата Багдад оказался у ног американских солдат, напомнило унизительные поражения в войнах с Израилем.

Арабы опасаются, что именно Израиль и будет главным и единственным, кто в регионе выиграет от оккупации Ирака. Арабские газеты пишут, что еще не кончилась война в Ираке, а уже идут разговоры о том, что иракская нефть потечет теперь по трубам в сторону израильского порты Хайфа. Что экс-генерал Джей Гарнер, человек, которому поручено восстановление Ирака, является ярым сторонником Израиля и личным другом премьер-министра Шарона. Все это, на их взгляд, ведет к тому, что израильский флаг вскоре будет развеваться над одним из зданий на берегу Тигра.

Боятся они и того, что события в Ираке развяжут руки и Израилю в борьбе с палестинцами, сделает ее более жестокой. А в то, что мир в Палестине, о котором сейчас говорят в Вашингтоне и Лондоне, если и будет установлен, то только на условиях Израиля, никто не сомневается.

"После того, как весь арабский мир наблюдал, как свергаются памятники Саддаму Хусейну, - говорит пожилой иорданский таксист Маджид Даббаг, - ни один арабский правитель не осмелится перечить США и Израилю. Они и до этого то не были смелыми, а сейчас и подавно".

Что касается демократии, которая по замыслу тех, кто спланировал и развязал эту войну, воцарится на берегах Тигра и Евфрата, то в это не верит никто. "Танком можно стащить с постамента бронзовую фигуру Саддама, - говорит иорданский бизнесмен Зияд Мулля. - Но установить танком демократию, привезти ее на броне нельзя. Танками можно только раздавить страну, лишить ее будущего. Это мы сегодня и видим".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала