Рейтинг@Mail.ru
Горящий Багдад наполняет сердца арабов болью - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горящий Багдад наполняет сердца арабов болью

Читать ria.ru в
Дзен
Небольшое кафе в самом центре иорданской столицы. Непокрытые скатертью столики, старые с подворачивающимися ножками стулья. Высоко на стенах прикреплены два телевизора. Один показывает американский скетч: два здоровяка старательно делают вид, что калечат друг друга. Но на них никто не обращает внимания. Второй телевизор настроен на канал "Аль-Джазира", транслирующего сцены начавшейся битвы за Багдад. Присутствующие в кафе словно в кинозале сидят, повернувшись к этому телевизору. Все их внимание приковано к экрану. Смотрят молча, многие забыли даже про свой чай, изредка обмениваясь короткими замечаниями. "Каждый взрыв в Багдаде, - говорит сидящий рядом со мной учитель одной из амманских школ Таисир Рахман, - болью отзывается в сердцах всех арабов. Для нас Багдад - это не столица Саддама Хусейна. Это часть нашей великой культуры и истории, город, из которого арабы в течение тысячи лет правили огромной империей. Это часть нашего достояния, часть национальной гордости арабов. А мы...
АММАН, 7 апреля. /Корр. РИА "Новости" Павел Давыдов/. Небольшое кафе в самом центре иорданской столицы. Непокрытые скатертью столики, старые с подворачивающимися ножками стулья. Высоко на стенах прикреплены два телевизора. Один показывает американский скетч: два здоровяка старательно делают вид, что калечат друг друга. Но на них никто не обращает внимания.

Второй телевизор настроен на канал "Аль-Джазира", транслирующего сцены начавшейся битвы за Багдад. Присутствующие в кафе словно в кинозале сидят, повернувшись к этому телевизору. Все их внимание приковано к экрану. Смотрят молча, многие забыли даже про свой чай, изредка обмениваясь короткими замечаниями.

"Каждый взрыв в Багдаде, - говорит сидящий рядом со мной учитель одной из амманских школ Таисир Рахман, - болью отзывается в сердцах всех арабов. Для нас Багдад - это не столица Саддама Хусейна. Это часть нашей великой культуры и истории, город, из которого арабы в течение тысячи лет правили огромной империей. Это часть нашего достояния, часть национальной гордости арабов. А мы вынуждены сидеть и смотреть, как Багдад крушат из артиллерийских орудий, превращая в руины его дворцы и дома. Не надо быть мудрецом, чтобы понять, что творится в душах и умах большинства арабов".

Арабы, как, впрочем, и большинство в мире, не могут противостоять подавляющему американскому военно-воздушному превосходству. У них нет 10-тонной "матери всех бомб". Но горе иракских матерей поднимает в арабском мире волну гнева против США, Великобритании и их внешней политики. Раны, нанесенные бомбами, залечатся довольно скоро. А вот раны в душах, посеянная в них ненависть потребуют более длительного и умелого врачевания. Однако, судя по тому, как ведут себя Вашингтон и Лондон, они либо не обладают этим умением, либо считают, что хирургического вмешательства вполне достаточно.

"После событий 11 сентября 2001 года представители вашингтонской администрации, - сказал в беседе с корреспондентом РИА "Новости" прибывший на днях из Багдада участник "живого щита" испанец Алекс Алехандро, - утверждают, что арабские страны с авторитарными режимами могут быть питательной средой для боевиков, планирующих нападения на США. Поэтому де, эти режимы и нужно сместить. Если они действительно так считают, в чем я искренне сомневаюсь, говорит испанский пацифист, - то они не понимают, к каким результатам приведет их агрессивная политика. Война в Ираке уже породила ненависть в регионе и продолжает ее множить. А ненависть - мать терроризма. Она превращает в террористов одних и обеспечивает им поддержку других".

С началом войны в Ираке сотни, а может быть, и тысячи молодых людей из разных арабских стран уже отправились с оружием в руках защищать Ирак. Многие, при этом не только юноши, но и девушки, готовы это сделать при первой возможности. Точное число добровольцев установить трудно. Большинство арабских правительств делает все, чтобы приглушить это движение. В арабском мире прекрасно помнят, как возвращение арабских добровольцев из Афганистана, после ухода от туда советских войск, обернулось всплеском террористической активности, борьбой против существующих режимов.

"Для нас иракская граница закрыта, - говорит одна из тех, то хочет ехать в Ирак и ищет пути, как это сделать, - нас не пускают даже в приграничный с Ираком район Рувейшид, нужен специальный пропуск".

Сидящая передо мной хрупкая 20-летняя иорданская девчушка, назвавшаяся просто Римой, ничем не похожа на воина. Как выяснилось, она и автомата никогда в руках не держала. Но это ее ни сколько не смущает.

"Я не умею воевать, - решительно говорит Рима, - но по образованию я физиотерапевт, могу работать медсестрой. Выносить раненных и убитых то же часть джихада /священной войны/. Я хочу быть там, здесь у нас не много средств, чтобы помочь нашим иракским братьям и сестрам. Мы не можем писать в иорданских газетах то, что мы на самом деле думаем. Мы не можем сказать, что хотим, на собраниях. Демонстрации? - спрашивает Рима. - Какая от них польза иракцам? В прошлую пятницу мы были на демонстрации как раз в то время, когда бомбили Багдад. Мы хотим действовать, бороться за свое будущее".

Будущее арабского мира, по мнению Римы и многих, думающих также, как она, зеркально отражается в прошлом этого региона. "Нас ждет новый этап колониализма, - говорит девушка. - Только если раньше колониальные державы подавляли арабов силой, то сейчас империализм действует умнее, осуществляя экспансию экономическую и культурную. Посмотрите на Иорданию. Это уже не арабская, а наполовину западная страна. Молодежь одевается и думает, как на Западе, придерживается их ценностей больше, чем собственных традиций".

Ирак, по мнению Римы, - исключение. Там, считает она, потребовалось военное вторжение, потому что иракский режим отказывался подчиниться диктату США и Израиля. Поэтому его нужно было уничтожить. С другими арабскими режимами, считает она, этого делать не надо. Они и так, говорит она, "в американском кармане". А тем в регионе, "кто еще до конца не понял правил игры", "грозят пальцем". Как, например, Сирии и Ирану.

"Но арабская молодежь, - уверена Рима, - прозревает. И чем дольше будет длиться война в Ираке, тем больше людей в арабском мире будут понимать, что происходит, и что их ждет впереди. А война, - считает она, - будет длительной. Она еще не началась", - говорит иорданская девушка, готовая добровольно ехать в Багдад.

Не знаю, как изменится в будущем отношение арабов к происходящему в Ираке. Но сегодня, абсолютно очевидно, что оно резко негативное. Никто из арабов не верит в цели войны, провозглашенные Вашингтоном и Лондоном. Театральные переодевания американских солдат в костюмы химической защиты в расположенном в центре Багдада президентском дворце, не убеждают их в том, что в Ираке имеется оружие массового поражения. В установление демократии как цели войны в Ираке то же никто не верит.

"Как мы можем поверить в то, что США явились в Ирак устанавливать демократию, - говорит живущий в Иордании палестинец Метвали Ибрагим, - если они десятилетиями поддерживают все авторитарные режимы в регионе, а Израиль, оккупирующий более полувека палестинские земли и демонстративно не выполняющий ни одной резолюции ООН, называют образцом демократии? Демократию, - продолжает он, - не устанавливают при помощи ракет и бомб. Буш и Блэр могут называть эту войну, как им вздумается, но я не могу считать ее освобождением иракцев. Они не освобождают их, а убивают".

Недоверие к политике США и Великобритании, ее неприятие столь велики, что трудно представить, как можно будет загладить политический и моральный ущерб, нанесенный войной.

"Для кого они собираются строить новый Ирак?, - спрашивает студент Иорданского университета Хусейн Аль-Наими. - Иракцы станут наемными рабочими у иностранных инвесторов, а платить им станут за счет их собственной нефти. Этой же нефтью американцы оплатят и стоимость самой войны. Операцию "Буря в пустыне" им оплатили кувейтцы и саудовцы, а разрушение Ирака оплатят сами иракцы. Вот и вся демократия".

Война в Ираке, считают многие прогрессивно мыслящие арабы, способствует не утверждению демократии, а играет на руку исламистам.

"Проведи сейчас демократические выборы в любой арабской стране, - говорит управляющий одной из иорданских частных компаний Мохсин Султан, - и их выиграют исламисты. Правительства же, чтобы сдерживать волну гнева и эмоций, вынуждены ужесточать меры безопасности. Так что если война в Ираке и даст эффект домино, то не тот, о котором говорили ее организаторы. Ирак не станет "образцом демократии" для всех стран региона. Скорее, "вулканом гнева".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала