Рейтинг@Mail.ru
"Бременская коллекция капитана Виктора Балдина" - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Бременская коллекция капитана Виктора Балдина"

Читать ria.ru в
Дзен
В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им.А.В.Щусева /ГНИМА/ в субботу открывается выставка "Бременская коллекция капитана Виктора Балдина". В полном составе - 362 рисунка и 2 картины - будет показана в Москве нашумевшая "балдинская коллекция", в составе которой произведения Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Франсуа Буше, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи, Камиля Коро, Огюста Родена, Эдуарда Мане и других европейских мастеров. Это первый показ в столице России собрания, до Второй мировой войны принадлежавшего Бременскому художественному музею. В июне 1945 года капитан Советской Армии Виктор Балдин обнаружил рисунки в подвале замка Карнцов /земля Бранденбург/, куда музей эвакуировал свои фонды. В ГНИМА, как сообщили РИА "Новости" его сотрудники, готовится и небольшая биографическая выставка - рассказ о Викторе Балдине, в 1963-88 годах служившего директором этого музея. Балдин, профессиональный реставратор, фактически спас сокровища искусства, хранившиеся в тайнике на...
МОСКВА, 29 марта. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им.А.В.Щусева /ГНИМА/ в субботу открывается выставка "Бременская коллекция капитана Виктора Балдина".

В полном составе - 362 рисунка и 2 картины - будет показана в Москве нашумевшая "балдинская коллекция", в составе которой произведения Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Франсуа Буше, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи, Камиля Коро, Огюста Родена, Эдуарда Мане и других европейских мастеров. Это первый показ в столице России собрания, до Второй мировой войны принадлежавшего Бременскому художественному музею. В июне 1945 года капитан Советской Армии Виктор Балдин обнаружил рисунки в подвале замка Карнцов /земля Бранденбург/, куда музей эвакуировал свои фонды.

В ГНИМА, как сообщили РИА "Новости" его сотрудники, готовится и небольшая биографическая выставка - рассказ о Викторе Балдине, в 1963-88 годах служившего директором этого музея. Балдин, профессиональный реставратор, фактически спас сокровища искусства, хранившиеся в тайнике на территории Германии, но не смог добиться согласия военных властей на передачу коллекции законному владельцу, а потому был вынужден самостоятельно вывезти ее в СССР в качестве личного трофея. "Этот вывоз был осуществлен им незаконно, в нарушение советских директив, по которым все произведения искусства должны были передаваться уполномоченным органам для их вывоза в порядке компенсаторной реституции", - пояснили в Министерстве культуры РФ. В силу незаконного вывоза коллекции Балдин не являлся ее собственником - им оставался Бременский музей.

Осознавая огромную ценность своей находки, в декабре 1947 года Виктор Балдин передал ее в дар Музею русской архитектуры /ныне ГНИМА/, где работал много лет. Однако, не являясь по закону собственником коллекции, "реально он передал музею лишь свое право владения этими рисунками", подчеркнули в Минкультуры. Право же собственности Бременского музея актом дарения не прекращалось, что понимал и сам Балдин. Начиная с 1973 года, он неоднократно обращался к руководству СССР и лично к Леониду Брежневу с предложением вернуть собрание в Бремен; позже, в годы перестройки, Балдин публично настаивал на возвращении рисунков, выступая в СМИ.

Гражданская позиция Балдина, по словам знавших его людей, заключалась в том, что он не желал возвращать Германии коллекцию как частное лицо, считая правильным сделать это от лица государства. Он умер в 1990-е, не дождавшись воплощения своих надежд.

В октябре 2000 года Художественное общество города Бремен обратилось к Минкультуры РФ с просьбой о возвращении Бременскому музею "коллекции Балдина", состоящей из 364 единиц хранения. К тому времени коллекция находилась в Государственном Эрмитаже, где в 1992 году ее впервые показали широкой публике, открыв тем самым череду выставок "трофейного искусства". Перевоз собрания из Москвы в Ленинград был тайно осуществлен в 1991 году по приказу последнего министра культуры СССР Николая Губенко - поборника "жесткой линии" в вопросах реституции, рассказал искусствовед Григорий Козлов. По его словам, Виктор Балдин "первым раскрыл тайну секретных музейных хранилищ - одну из последних тайн холодной войны". Сама же "эвакуация" в Эрмитаж имела целью воспрепятствовать передаче собрания Бремену, что во время визита в ФРГ в 1991 году намеревался сделать Борис Ельцин.

В 1993 году между Бременом и тогдашним министром культуры РФ Евгением Сидоровым заключено соглашение о возврате "балдинской коллекции"; в обмен немецкая сторона обещала передать несколько рисунков и картину Гойи в дар Эрмитажу, а также финансировать реставрацию одной из церквей Новгорода, разрушенных во время войны. Эти планы сорвались вследствие того, что Губенко и его сторонники развернули в прессе дискуссию под лозунгом "Мы никому ничего не должны". Жесты доброй воли и прорыв в блокаде реституции стали реальными только с 2000 года, после принятия ряда законов РФ и международных договоров, включая Соглашение между правительствами РФ и ФРГ о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года. Яркий пример такого сотрудничества - финансирование Германией воссоздания "Янтарной комнаты" в Царском Селе и церкви Успения на Волотовом поле /Новогород/.

В частности, в статье 10 Закона РФ от 15 апреля 1993 года "О вывозе и ввозе культурных ценностей" указано: "в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ, культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению". Таким образом, "балдинская коллекция" не только не подпадает под закон РФ от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" - так называемый закон о реституции. На коллекцию, напротив, распространяется действие постановления от 20 июля 1999 года, которое вынес Конституционный суд, проверив этот закон на соответствие Конституции страны. В частности, в постановлении отмечено: "Под действие Закона не подпадают культурные ценности, хотя и перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны, но: перемещенные не по приказам военного командования Советской Армии, в том числе вывезенные из бывших неприятельских государств незаконно, в качестве личных трофеев отдельными военнослужащими и гражданскими лицами".

Все эти законы дали основание министру культуры РФ Михаилу Швыдкому в начале марта высказать намерение передать "балдинскую коллекцию" в Германию, в музей Бремена. 29 марта в Бременском Кунстхалле должна была открыться выставка этой коллекции, но и эти планы не осуществились из-за очередного витка борьбы сторонников и противников "политики доброй воли" в отношении перемещенных культурных ценностей. Госдума РФ обратилась к президенту с просьбой предотвратить передачу "Коллекции Балдина" из Эрмитажа германской стороне.

В результате кампании, инспирированной депутатом Госдумы РФ Николаем Губенко, во вторник на этой неделе в Генпрокуратуре РФ министру культуры передали "Предостережение о недопустимости нарушения закона" в связи с вопросом о безвозмездной передаче германской стороне так называемой "коллекции Балдина". Как сообщили РИА "Новости" в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, в документе говорится, что "у министерства культуры нет оснований заниматься вопросом о безвозмездной передаче "коллекции Балдина".

За неделю до этого Генпрокуратура потребовала от Михаила Швыдкого "принять меры к устранению нарушений законодательства с целью недопущения незаконного распоряжения собственностью Российской Федерации". По мнению представителей Генпрокуратуры, Россия обрела право собственности на "балдинскую коллекцию" "в силу приобретательской давности на основании статьи 225 /бесхозяйные вещи/ Гражданского кодекса РФ".

В ответ на "Представление" министр сообщил в Генпрокуратуру о невозможности устранения нарушений законодательства, поскольку приказа на вывоз данных ценностей не существует. В среду Министр культуры РФ заявил журналистам о своем намерении обратиться к Генпрокурору с просьбой отменить представление и предостережение по поводу возврата "балдинской коллекции". "Я считаю, что оба этих документа оскорбительны для меня как для гражданина и как для министра, - сказал Швыдкой. - В данном случае моя деловая репутация и моя честь сильно затронуты".

Министр считает предостережение "политическим, а не юридическим документом". Тем не менее, он высказал надежду, что убедит Генпрокуратуру: для передачи "балдинской коллекции" в Бремен есть все юридические и моральные основания.

В "Предостережении" также отмечено, что вопрос о перемещении коллекции обсуждается с 1993 года, однако в нарушение статьи 18 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" Минкультуры якобы не провело соответствующую экспертизу. Этот тезис Михаил Швыдкой опроверг, отметив "незнание музейных правил". По его словам, когда коллекция была перевезена в Эрмитаж, "в известном музее не было нужды проводить экспертизу". А когда она покинула Петербург, министр издал указ о проведении экспертизы. Поэтому, заверил Швыдкой, в Музее архитектуры будут представлены только подлинники, из которых и состоит собрание. "Сегодня "балдинская коллекция" охраняется лучше, чем любая другая", - подчеркнул министр. По его словам, выставку курирует экспертная комиссия, в составе которой люди, работавшие с этой коллекцией всю жизнь.

Каждый из графических листов снабжен штампом музея Бремена. Именно это, равно как заверенные нотариусом и сверенные с экспонатами изображения вещей в довоенном каталоге, министр привел в качестве правоустанавливающих документов, на наличии которых настаивает Генпрокуратура. Кроме того, Швыдкой напомнил о документе от обер-бургомистра Бремена, который подтверждает, что эти вещи являются собственностью Кунстхалле. "Если в прокуратуре сочтут, что это не правоустанавливающие документы, то немецкая сторона, если захочет, обратится в суд", - сказал глава Минкультуры.

Вместе с тем, председатель Конституционного комитета Совета Федерации РФ Юрий Шарандин отметил, что решение Минкультуры о передаче этой коллекции Германии находится в строгом соответствие с законом "О реституции". Такое мнение разделил и председатель комитета Совета Федерации по культуре и науке Виктор Шудегов. "В обмен на передачу Германии из Музейного фонда РФ "балдинской коллекции" Россия могла бы договориться о списании долгов нашей стране по Парижскому клубу кредиторов", - отметил в беседе с РИА "Новости" сенатор, убежденный, что "передача предметов искусства не должна быть односторонней".

Генпрокуратура также "предостерегает о недопущении нарушений законодательства при решении вопроса о безвозмездном вывозе культурных ценностей", входящих в "коллекцию Балдина". Однако министр культуры РФ заявил, что "речь никогда не шла о безвозмездной передаче Германии "Балдинской коллекции".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала