Против Ирака - суверенного государства и члена ООН - предпринята неспровоцированная военная акция в нарушение международного права и в обход Устава ООН. Растут человеческие жертвы и разрушения. Нависла угроза гуманитарной, экономической и экологической катастрофы. Негативные последствия этой противоправной военной акции уже сказываются на других странах региона, исламском мире и на общем состоянии международных отношений.
Россия вместе с другими государствами предпринимала энергичные усилия, направленные на то, чтобы не допустить войны и выйти на политическое урегулирование иракской проблемы. Единогласное принятие в ноябре 2002 года резолюции СБ 1441 в сочетании с другими мерами воздействия на Багдад открыло реальный путь к разоружению Ирака мирными средствами в полном соответствии с решениями ООН.
К глубокому сожалению, эта возможность была сорвана именно в тот момент, когда Ирак все активнее сотрудничал с международными инспекторами и когда ЮНМОВИК и МАГАТЭ представили в СБ свои рабочие программы, выполнение которых позволяло дать окончательный и объективный ответ на вопрос о том, есть ли в Ираке оружие массового поражения.
Военные действия США и Великобритании против Ирака ничем не могут быть оправданы. Эти страны так и не смогли привести доказательств своих утверждений о наличии в Ираке оружия массового поражения и о поддержке Багдадом международного терроризма.
Применение силы с целью смены политического режима в суверенном государстве прямо противоречит основополагающим принципам Устава ООН и резолюциям СБ. Весь ход событий подтверждает сделанную российским руководством оценку войны в Ираке как серьезной политической ошибки.
Военная акция уже вышла за локальные рамки. От нее страдает население не только Ирака, но и соседних стран. Она стала потенциальным источником дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке и в мире в целом.
Серьезную тревогу вызывает гуманитарная ситуация в Ираке. Поддерживаем усилия, которые предпринимает генеральный секретарь во взаимодействии с гуманитарными программами и фондами ООН по удовлетворению нужд иракского населения.
Россия вносит свой вклад в эти усилия. Во взаимодействии с правительствами соответствующих стран и УВКБ ООН принимаются меры для оказания гуманитарной помощи иракским беженцам. Имеется ввиду развернуть на иранской территории госпиталь на 5 тыс человек, а затем еще два госпиталя и лагерь для беженцев. Кроме того, планируется создание лагерей для беженцев на территории Турции.
Хотим особо подчеркнуть необходимость выполнения IV Женевской конвенции, согласно которой силы, оккупирующие территорию Ирака, несут ответственность за решение гуманитарных проблем находящегося на этой территории населения. Разумеется, все стороны должны соблюдать и другие нормы международного гуманитарного права, особенно касающиеся обращения с ранеными и военнопленными, защиты гражданских лиц, сохранения объектов жизнеобеспечения населения, предотвращения использования боевых средств, наносящих чрезмерный ущерб.
Учитывая исключительные обстоятельства, в которых оказалось иракское население, мы готовы вместе с другими членами СБ решить также вопрос о временном изменении процедур программы "Нефть в обмен на продовольствие" для удовлетворения гуманитарных нужд иракцев в ситуации, когда из-за войны международный персонал этой программы был эвакуирован.
При всей важности гуманитарных вопросов сейчас нет более срочной задачи, чем постараться остановить войну и вернуть ситуацию в русло политического урегулирования в рамках Совета Безопасности. В пользу этого выступило подавляющее большинство участников нашей дискуссии.
Добиваясь этой цели, мы будем по-прежнему выступать против попыток прямо или косвенно легитимизировать силовые действия в отношении Ирака, либо переложить ответственность за них на международное сообщество в лице ООН. Именно с таких позиций мы будем подходить к работе над любыми решениями Совета Безопасности в связи с иракским урегулированием.
Важнейшие принципы, которые должны лежать в основе этой работы, сформулировал вчера генеральный секретарь: это - уважение суверенитета Ирака и права иракского народа самому определять свое политическое будущее и осуществлять контроль над своими природными ресурсами.
Российское руководство осуществляет интенсивные контакты с широким кругом государств, включая членов СБ, с целью найти политический выход из кризиса. Объективные условия для этого сохраняются. Возможности ООН далеко не исчерпаны, и это признают даже сторонники силового решения.
Мы открыты для диалога со всеми и убеждены, что разногласия по иракской проблеме не должны стать поводом для скатывания к конфронтации в мировых делах. Ведь как бы ни складывалась ситуация вокруг Ирака, нам не уйти от необходимости совместно искать эффективные ответы на новые угрозы и вызовы, укреплять необходимые для этого механизмы ООН.
Объективная заинтересованность мирового сообщества во взаимовыгодном коллективном решении глобальных проблем не может стать заложницей ситуации вокруг Ирака. Однако от того, насколько мы все сможем согласованными усилиями минимизировать ущерб от иракского кризиса, напрямую зависит, в каком мире мы будем жить дальше - в мире, основанном на верховенстве международного права, либо в условиях хаоса и произвола военной силы.