По его словам, "Евросоюз, ссылаясь на шенгенскую практику, пока стоит на том, что, обращаясь с заявкой на получение упрощенного транзитного документа, пассажир должен предъявить подтверждающие документы, что у него есть родственники или бизнес в Калининграде, или наоборот - что он осуществляет регулярные поездки на "большую землю" по медицинским соображениям". "Мы настаиваем, что проверка подтверждающих документов может производиться литовским консульским работником только в исключительных случаях", - заявил Сергей Разов.
Различны подходы России и Евросоюза и в отношении упрощенного проездного документа на железной дороге. Он предназначен только для одноразовой поездки на поезде в оба конца. Российская сторона заявляет, что не надо создавать излишних трудностей для человека, который 4 часа будет ехать в поезде, пересекая 232 км литовской территории.
По мнению Москвы, в конечном счете порядок необязательно должен вписываться в "прокрустово ложе" существующих шенгенских требований. Замглавы МИД РФ подчеркнул, что "пока, при всем понимании наших аргументов, у коллег по Евросоюзу все-таки есть желание втиснуть разрабатываемый документ в рамки уже имеющихся шенгенских положений". "На это мы говорим: коллеги, мы же с вами отрабатываем регламенты, которые будут правовым дополнением к имеющейся шенгенской базе", - отметил Разов. По мнению высокопоставленного дипломата, ЕС должен учитывать уникальный характер калининградской ситуации.
Нерешенным продолжает также оставаться вопрос о том, когда и где анкета заполняется. В частности, в каком режиме человек, желающий купить билет, будет получать ответ от литовского консульского учреждения.