История его рода уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Еще в детстве у него проявилась тяга к музыке. Мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 14 лет Сережа начал записывать свои сочинения. С 1889 года он учился у замечательного композитора, ученого и педагога Сергея Танеева.
В 1892 году он блестяще сдал экзамен по композиции и покинул консерваторию с Большой золотой медалью.
Первой значительной работой юного композитора стала одноактная опера "Алеко" (1882) по мотивам пушкинских "Цыган".
В 1895 году Рахманинов создал 1-ю симфонию. Хотя на премьере симфонией дирижировал великий Глазунов, премьера провалилась. Следствием этого стала глубокая депрессия Рахманинова. Спасла новая работа - его пригласили вторым дирижером в московскую Русскую частную оперу Саввы Мамонтова. Здесь раскрылся его дирижерский дар. В мамонтовской опере Рахманинов подружился с Федором Шаляпиным.
В 1901 году композитор создал 2-й фортепианный концерт, имевший грандиозный успех.
В эти годы Рахманинов много концертировал, все проявляя себя как универсальный исполнитель - пианист, дирижер, нередко как ансамблист.
С 1904 года два сезона он проработал в Большом театре в качестве дирижера. За это время он поставил оперы Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Глинки.
С 1906 года Рахманинов с семьей поселяется в Дрездене. Из этого периода выделяется симфоническая поэма "Остров мертвых", написанная под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.
В 1912 года Рахманинов стал дирижером симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон. В одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма "Колокола" по произведению Эдгара По в переводе Бальмонта.
К этому периоду относятся его удачные заграничные гастроли. Концертные турне по Америке и по Англии принесли Рахманинову всемирную славу. В годы 1-й мировой войны его концертная деятельность с наибольшим масштабом развернулась в России.
Поначалу радостно встреченная им Февральская революция, постепенно стала вызывать у Рахманинова тревогу. После Октября конец старой России стал для него очевиден. В итоге композитор воспользовался приглашением из Швеции и с семьей выехал в декабре в Стокгольм, рассчитывая дать там ряд концертов.
Покинув родину, Рахманинов отказался от композиторской деятеельности, став на долгие годы концертирующим пианистом. Он постоянно совершенствовал свое мастерство, упорно занимаясь и тогда, когда за ним окончательно закрепился титул пианиста номер один в мире.
В конце 1918 года начался американский период жизни музыканта, насыщенный концертами в Америке и Европе и омраченный тоской по утраченной родине. В числе немногих американских друзей был Фредерик Стейнвей, глава фортепианной фирмы, на роялях которой играл великий пианист.
Успешные гастроли сделали Рахманинова мировой знаменитостью. Постепенно он вернулся и к сочинительству. В 1926 году композитор написал 4-й фортепианный концерт и "Три русские песни" для симфонического оркестра и хора, в 1931-м - вариации на тему Корелли и 2-ю фортепианную сонату. В них нет традиционных для Рахманинова жизнеутверждающих финалов. Интонации печали, тоски характеризуют последние творения композитора.
Венчают творческий путь мастера гениальные музыкальные полотна В 1934 году появляется "Рапсодия на тему Паганини", в 1936-м - 3-я симфония. В 1940 году Рахманинов завершил работу над "Симфоническими танцами".
Рахманинов умер 28 марта 1943 года, не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев Советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.