Это случилось 27 марта 1968 года около деревни Новоселово Владимирской области. Юрий Гагарин совершал свой последний тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным. Чтобы ответить на вопрос о причинах гибели летчиков, необходимо было собрать воедино все имеющиеся факты и провести тщательный анализ полета. Но в 1968 году этого сделано не было.
Правительственная комиссия после недолгого изучения собранных фактов дала заключение о том, что МиГ-15 УТИ, пилотируемый Гагариным и Серегиным, при выполнении учебного полета в зоне сорвался в штопор и, совершив несколько витков при выводе из крутого пикирования, врезался в землю.
Многих данных для расследования недоставало, а некоторым фактам не уделялось достаточного внимания. Высказывались разные версии - взрыв в воздухе, разгерметизация кабины, посторонний предмет в двигателе. Выводы комиссии и последовавшее официальное заключение не были убедительными, что послужило поводом к возникновению множества слухов и легенд, от самых фантастических до вполне реальных.
Одной из самых популярных была версия о том, что причина гибели летчиков - диверсия. Подоплекой было то, что Гагарин якобы стал неугоден правящей верхушке, и, пользуясь правами народного депутата, пытался противостоять режиму.
Второй была версия о том, что Юрий Гагарин в момент полета был пьян. Из-за этого он не справился с управлением, а с его инструктором Владимиром Серегиным в самый критический момент случился приступ почечной недостаточности. Якобы подтверждением этому послужила медицинская экспертиза, которая обнаружила содержание алкоголя в теле Гагарина.
Существовала и легенда о том, что Гагарин после того, как совершил первый в мире полет в космос, много ездил по миру и в одной из стран был завербован западными спецслужбами. Почувствовав за собой слежку и поняв, что его "рассекретили", он решил покончить с собой, тем самым сохранив славу первого космонавта. Тренировочный полет стал подходящей возможностью, которая позволила ему осуществить задуманное.
Появились и экзотические слухи: в зоне полета, где Гагарин и Серегин выполняли задание, находился НЛО. Посредством телепатического внушения, исходившего из корабля пришельцев, экипаж был парализован, и самолет потерял управление...
Известная прорицательница Ванга говорила, что Гагарин жив и скрывается в США.
В середине 80-х годов в прессе начали появляться публикации о гибели Гагарина и Серегина, в которых высказывали свою точку зрения члены правительственной комиссии, ученые, военные и просто свидетели тех печальных событий. Среди них - доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР профессор Сергей Белоцерковский, летчик-космонавт Алексей Леонов и другие известные деятели.
Спустя более 16 лет после катастрофы Белоцерковским было проведено детальное исследование причин гибели Гагарина и Серегина. Оно продолжалось несколько лет, в нем принимали участие многие ученые, летчики и просто люди, желающие помочь в разрешении этой проблемы. В процессе расследования была задействована современная вычислительная техника, проводились уникальные эксперименты.
Автор исследования подчеркивает, что причин, которые могли повлиять на полет Гагарина и Серегина, могло быть несколько. Отдельно они не представляли опасности, но их совокупность оказалась смертельной для экипажа.
Сергей Белоцерковский отрицает то, что самолет был неисправен и летчики не были готовы к полету. Также отрицается столкновение самолета с шаром-зондом, стаей диких птиц и т.п., то есть отрицаются основные выводы официальной комиссии по расследованию.
По его мнению, основной причиной потери управляемости самолетом стало опасное сближение с другим самолетом, проходившим облет после ремонта в соседней зоне. Именно после попадания "625-го" /позывной Гагарина/ в струю от впереди летящего самолета мог произойти срыв в штопор.
Находясь в трудном положении из-за плохой видимости в облаках, пилоты начали выводить самолет из штопора. Их действия были умелыми и единственно правильными в этой ситуации. Но из-за ошибки метеослужбы самолет вышел из облаков на меньшей высоте, чем предполагалось. Летчики сделали все возможное для спасения себя и машины, но им не хватило 250-300 метров высоты, - заключает С.Белоцерковский.
В гибели Юрия Гагарина и командира особого авиаполка Владимира Серегина виноват летчик другого самолета - "Су-11", нарушивший полетное задание. Такое мнение высказал космонавт Алексей Леонов на пресс-конференции 24 марта 2003 года в Центральном доме журналиста, посвященной 35-й годовщине со дня гибели первого космонавта.
С версией Леонова не согласны многие эксперты, в том числе летчик-испытатель, генерал-лейтенант Степан Микоян и космонавт Виктор Горбатко. По их мнению, самолет Гагарина и Серегина вошел в штопор из-за столкновения с шаром-зондом.
Эксперты до сих пор спорят о причинах авиакатастрофы у владимирской деревни Новоселово. Но, судя по всему, им уже так и не удастся однозначно ответить на этот вопрос. Однако все специалисты сходятся в одном: смерть первого покорителя космоса была абсолютной нелепостью. "Версий о гибели Гагарина много, но вывод один - мы уже 35 лет не можем смириться с невосполнимой потерей", - сказал член первого отряда космонавтов Виктор Горбатко.
Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. Он совершил свой единственный легендарный полет в космос 12 апреля 1961 года, за 108 минут облетев вокруг Земли. В 1968 году Гагарин готовился ко второй орбитальной экспедиции.
/По материалам редакции Информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 27 марта/