Рейтинг@Mail.ru
Потери и обретения российского бизнеса в Ираке - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потери и обретения российского бизнеса в Ираке

Читать ria.ru в
МОСКВА, 26 марта./Политический обозреватель РИА "Новости" Марина Шакина/. Ход войны в Ираке, реакция на нее в мире остаются главной темой российских новостных программ. Но все чаще российская политическая и бизнес-элита обращаются мыслями в будущее: а что будет в Ираке после войны? Каковы будут последствия военной операции именно для России?

Москва, обсуждая со своими западными партнерами пути разрешения иракской проблемы, никогда не скрывала, что имеет в Ираке серьезные экономические интересы, которые хотела бы защитить, если США начнут в регионе военную операцию против режима Саддама Хусейна.

Некоторое время назад ходили слухи, что США после свержения Саддама готовы будут учесть российские интересы в регионе в обмен на сдержанную позицию Москвы в отношении начала войны. Однако подтверждения такой договоренности не видно, а министерство иностранных не раз заявляло, что Москва не торгует своей принципиальной позицией.

Так или иначе, Ирак - традиционно крупнейший экономический партнер России (а до того - Советского Союза) на Ближнем Востоке. До введения международных санкций в отношении Ирака в 1990 году советско-иракский товарооборот превышал 2 миллиарда долларов. Ближневосточный партнер остался должен правопреемнице СССР России восемь с половиной миллиардов долларов за ранее поставленные товары и оборудование.

Возращение долга - один из главных экономических интересов России в Ираке. Сам Саддам Хусейн от долга не отказывался и выражал готовность постепенно с Россией расплатиться, как только со страны снимут торгово-экономические санкции.

Что будет в случае падения Саддама?

Министр финансов РФ Алексей Кудрин полагает, что какое бы новое правительство ни пришло к власти в Ираке, оно будет обязано расплатиться с Россией.

Однако эксперты считают ожидания министра финансов более ритуальными, чем реальными. В коммерческих кругах давно поговаривают о том, что иракский долг - невозвратный. Трудно представить, чтобы после окончания боевых действий новое правительство в разоренном Ираке поставит себе первоочередной целью погашение долга перед Россией. Есть информация, что оппозиционное иракское руководство, в случае прихода к власти в Багдаде, станет просить длительную отсрочку по выплате задолженностей в Парижском клубе. Не исключено, что оно поставит вопрос о списании долгов и будет поддержано США и другими западными странами.

Второй серьезный экономический интерес России в Ираке - не допустить резкого падения нефтяных цен, когда в случае свержения режима Хусейна санкции будут сняты и иракская нефть хлынет на мировой рынок. США заинтересованы в снижении цен на "черное золото". Однако специалисты, как ни странно, здесь настроены скорее оптимистично - по их мнению, России слишком высокий уровень цен на нефть тоже невыгоден. Российская экономика может не переварить поток нефтедолларов - и тогда рубль ослабнет, а инфляция пойдет вверх.

США точно так же не нужны колебания цен, как и России. Высокая цена на нефть - больше 30 долларов за баррель - станет стимулировать развитие энергосберегающих технологий и приведет к стагнации нефтяного рынка. В то же время важно, чтобы цены не упали ниже 15 долларов за баррель, как это случилось в 1998 году. По убеждению председателя совета Союза нефтегазопромышленников России, бывшего министра энергетики Юрия Шафраника, ценовой коридор 21-25 долларов за баррель устроит всех основных игроков на мировом нефтяном рынке - в том числе и американцев.

Третий серьезный экономический интерес России - сохранение в Ираке позиций российского бизнеса. В течение более чем десяти лет российские компании оставались главными партнерами Багдада в реализации ООНновской программы "нефть в обмен на продовольствие". Российские нефтяные гиганты владеют подписанными контрактами на разработку богатейших нефтяных месторождений Ирака вроде Западной Курны или Северной Румейлы. Здесь успешно работали российские машиностроительные и электроэнергетические фирмы. Однако ясно, что после свержения режима Хусейна в регион устремится американский и британский капитал, который получит поддержку от "победителей" и "зеленую улицу" от нового иракского правительства.

Впрочем, тот же министр финансов России Кудрин надеется, что российские компании смогут предъявить свои права в Ираке, так как их контракты международно признаны. Но большинство экспертов все же склоняется к тому, что интересы России в послевоенном Ираке учитываться не будут. Тем не менее, настроения российской бизнес-элиты не назовешь похоронными. Лейтмотив заявлений бизнесменов: надо не плакать над потерянными возможностями, а следует вписываться в новую реальность. "Мы ничего не теряем, так как в Ираке у нас ничего не было кроме надежд", - считает, например, глава нефтяного гигната "Юкос" Михаил Ходорковский.

Российский бизнес наработал в Ираке много преимуществ, которые скажутся и после войны. Во-первых, россияне имеют большой опыт ведения дел в регионе и досконально знают местную специфику. Во-вторых, незавершенные проекты, начатые россиянами, чисто технологически будет трудно передать другим подрядчикам.

В-третьих, например, в том, что касается нефти, именно россияне проводили в стране геологоразведку и владеют документацией по многим месторождениям, так что для российских нефтяников не все потеряно. Они смогут претендовать на участие в международных консорциумах по разработке иракской нефти. Надо "ввязаться в бой" и за поставки машиностроительной продукции, участвовать в тендерах, считает тот же Ходорковский.

В-четвертых, в регионе сильны антиамериканские настроения и к российским предпринимателям отношение лучше. Некоторые бизнесмены в этом смысле приводят пример Афганистана, куда американские компании почти не идут, хотя там у власти находится проамериканское правительство Карзая. В то же время для россиян двери открыты.

И наконец, специалисты высказывают мнение, что в послевоенном Ираке хороший шанс подзаработать получат российские авиакомпании. Например, компания "Волга-Днепр", которая контролирует 51 процент мирового рынка доставки негабаритных грузов - ведь Ираку для восстановления потребуются массированные поставки промышленного и нефтегазового оборудования.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала