Рейтинг@Mail.ru
Человек-вулкан. К 65-летию Алексея Петренко - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек-вулкан. К 65-летию Алексея Петренко

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 25 марта. /Обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев/. 26 марта легендарному актеру Алексею Петренко (1938) исполняется 65 лет... Нет сегодня более знаменитого актера и человека в российском кино, чем Петренко. Хмурым вулканом страсти высится он над миром отечественного киноискусства. Зевс-громовержец, а не человек.

Когда режиссер Элем Климов решил снять фильм о конце царской династии, он прекрасно понимал, что без Распутина фильма не будет, что, возможно, придется даже отказываться от съемок, если... если не подойдет один актер, который, кажется, никогда не снимался в кино по фамилии Петренко из Ленинграда.

Терзаемый сомнениями Климов отправился, чуть ли не инкогнито в Северную столицу, чтобы тайком посмотреть этого Петренко в роли Свидригайлова. Бог мой, актер играл так страшно нечеловеческую силищу зла, греха и падения, так сиял адскими лучами растления, что Климов буквально вполз в гримерку актера после спектакля. Петренко слушал предложение сыграть Распутина почти не поднимая век, так выложился за спектакль.

Нам всем повезло, а не только Элему Климову, когда он нашел великого актера. Гениально играя Распутина, Петренко сорвал сердце, получил свой первый инфаркт. Но играл так, словно в груди билось три сердца. Помните сцену возвращения Распутина во дворец после гнева императрицы, которую он звал "мамой"? В рубище босиком страшный старец идет по осенней дороге, а чтобы встряхнуться купается в грязной ледяной луже? Эту сцену Петренко как раз сыграл после инфаркта.

Кроме Климова роль Распутина опекали два знаменитых экстрасенса Марков и Мессинг. Изучив Петренко, оба пришли к выводу, что у актера есть паранормальные данные и согласились с выбором режиссера, а Мессинг сказал Климову: ты почаще ставь его в безвыходное положение. Для него это то, что надо.

Мессинг знал, что говорит.

Вся жизнь Петренко исполнена вулканическими красками.

Всю жизнь он ходит по лезвию ножа, мальчишкой сорвался с крыши и летел три этажа до земли, выжил. Или вот случай в электричке под Сочи на южном Кавказе: Петренко почудилось, что женщине в вагоне стало плохо и надо бы достать ей лекарства, тут как раз станция. Петренко кинулся на вокзал в поисках аптеки, что-то купил, а когда выбежал на перрон электричка уже тронулась. Подумаешь! Догнав последний вагон Петренко, ухватился сбоку за выступ в обшивке и, прилипнув к металлу, решил, что докатит до следующей остановки, тем временем электричка набрала ход и устремилась в тоннель. Размажет! Петренко отчаянно прыгает вниз, катится по склону щебня и с множественными переломами попадает в больницу. На полтора месяца.

"Я человек запойный, говорит о себе Петренко, если берусь за что-нибудь - держись! В больнице стихи стал писать, так писал чуть с ума не сошел".

Или квас. Любовь к варке кваса одно время занимала в его жизни огромное место. А после кваса страсть перекинулась на самогон. Несколько лет актер от души гнал самогонку исключительной чистоты и крепости. Достиг высот самогоноварения и подвел черту: лучше всего гнать самогон из изюма. Только, чтобы без косточек!

Когда режиссер Анатолий Васильев искал исполнителя на роль Коки в пьесе "Серсо" Виктора Славкина он тоже понимал, что без Петренко спектакля не будет, и всячески заманивал актера на театральную сцену, даже приехал домой прочесть пьесу, и надо же - в самый разгар читки Петренко заснул глубоким сном великана.

Васильев терпеливо дождался, пока тот проснулся, и выиграл - Петренко согласился играть, из чувства стыда и неловкости перед человеком согласился.

Для него моральная сторона любого вопроса стоит на первом месте. Перед нами глубоко верующий, даже истово верующий православный мирянин. "С годами, - говорит актер, - грехи наши копятся, душа тяжелеет, возникают мысли о покаянии, на том свете всем придется отвечать за содеянное...живем, все сообща, а вот умирать придется поодиночке. Загодя надо готовиться к смерти, приучать себя к одиночеству перед смертью".

Чтобы правильно отвечать на том свете на Божьи вопросы, Петренко сейчас учит старославянский, язык молитвы, так же для себя в молодости он выучил роль Отелло. Вдруг пригодится! Или с таким же остервенением сердца учит всю оперу про Годунова, мечтает один спеть ее целиком где-нибудь на базаре с вертепом (театром) и куклами. Один за всех спеть басом - Пимена и Бориса, Лжедмитрия и Марину Мнишек, князя Шуйского и Юродивого. Петь его великая страсть, Петренко профессионально поет на сценах стихи Пушкина и Шевченко, арии из Масне и Глинки, исполняет ораторию Сергея Прокофьева "Иван Грозный".

Алексей Петренко родился на Украине, до третьего класса жил в селе Чермер на Черниговщине, до 12 лет говорил только по-украински, до 10 класса был пастухом, но пастухом необычным - мечтал стать актером, а не кузнецом, каким был его отец Василько. В Харьковский театральный институт поступил только с третьей попытки. После института пустился в долгие актерские странствия по Украине и России, где только не играл, пока не попал в Ленинградский драматический театр, где сыграл свою первую большую роль Свидригайлова в спектакле по роману Достоевского. А первой ролькой в кино стал фарцовщик в кинофильме "День солнца и дождя" (1967). Кажется, эпизод тот вырезали, зато роль Распутина принесла ему мировую славу.

Кроме нее народный артист России Петренко блеснул гениальным исполнением летчика в фильме Германа "20 дней без войны", (десять минут страшного монолога на одном крупном плане!), поразил ролью Подколесина в фильме и спектакле "Женитьба" Гоголя. Славу актера умножили роль Петра Первого в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", роль Сталина в фильмах "Пиры Валтасара" и "Кооператив Политбюро". А как замечательно исполнил он роль генерала в фильме Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" (там он заработал второй инфаркт).

"Ничего не могу делать в полсилы!" говорит великий актер.

Его последняя крупная роль - маг и коллекционер Александр из авангардного фильма Юрия Грымова "Коллекционер" (2002). В написании этого сценария автор этих строк выступал в качестве соавтора Грымова и провел несколько недель в павильонах студии Горького, где снимался этот сюрреалистический фильм. Вот в роскошном бухарском халате, с тюбетейкой на голове Алексей Васильевич выходит из своих апартаментов звезды и сосредоточенно направляется в съемочный павильон. Рядом с ним жена, вечная спутница и хранитель дара Галина Петровна. Петренко идет тихо, чтобы не расплескать накопленного в молчании настроения и вдруг, попадая в лучи софитов, мгновенно преображается в фантом, в грозу, в пляшущий вулкан... Так играл, что затихали рыбы в бассейне и переставал орать живой попугай. Великий актер!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала