По его словам, в Латвии сегодня более полумиллиона, а в Эстонии около 200 тыс русских и русскоязычных жителей не имеют гражданства, что по сути является юридическим средством сегрегации и отстранения от политической жизни.
Он отметил, что связанные с натурализацией требования в Латвии "остаются завышенными для многих претендентов, особенно для лиц пожилого возраста", а "большая категория неграждан лишена права на натурализацию по сугубо политическим мотивам".
В значительной степени это относится и к Эстонии, где к тому же существуют проблемы, связанные с невозможностью получения гражданства бывшими советскими военнослужащими, с воссоединением семей, указал российский представитель.
Представители русскоязычной общины, составляющей 36 проц населения Латвии и 28 проц жителей Эстонии, не могут обращаться в муниципалитеты на родном языке даже в районах компактного проживания.
Различия в социальных и экономических правах между гражданами и негражданами, отсутствие у последних права голоса на местных выборах, другие ограничения прав и свобод этнических меньшинств, - все это, подчеркнул Романов, "не может считаться приемлемым для государств, декларирующих свою приверженность международным нормам в сфере защиты прав человека".