Именно это заранее прогнозировавшееся заблуждение и подтолкнуло несколько стран - членов Совета Безопасности к идее: в случае срыва Вашингтоном усилий ООН начать дипломатию по послевоенному устройству Ирака даже не сразу после начала войны, а одновременно, если не с опережением. Причем идея эта фигурировала в различных переговорах очень давно, за недели, если не месяцы до ночи с 19 на 20 марта. И поэтому она мгновенно начала реализовываться.
Полгода борьбы за мирный вариант решения иракского кризиса показали две вещи: первое - что США очень нуждаются в механизме ООН, хотя представители администрации всеми силами старались говорить и показывать обратное, и второе - что иракский кризис укрепил ООН и помог ему почувствовать свою силу. Или, попросту, эти полгода ослабили США и усилили ООН.
Поэтому заседание Совета Безопасности 19 марта, за считанные часы "утонувшее" без следа в потоке мировых новостей, оказалось значительным и для многих неожиданным событием. И это несмотря на то, что "министерского" заседания не получилось, на таком уровне были представлены лишь ключевые участники дипломатической интриги - Франция, Германия, Россия, Сирия и Гана, то есть пятеро из пятнадцати членов Совбеза.
Тем не менее, 19 марта на Совете Безопасности обсуждались очень важные проблемы - проблемы денег для продовольственной и иной помощи иракским беженцам (а беженцы появились уже сейчас, в первый день войны), и проблемы послевоенного устройства Ирака, которые опять же не решить без ООН, как бы ни хотелось.
Инициатива обсуждения этого вопроса исходила, как и ожидалось, от американо-британской "двойки", представители которой уже не первую неделю намекали всем остальным дипломатам в ООН, что придут за решением в Совет Безопасности, потому у них нет иного выхода.
Суть проблемы в том, что восстановление страны, как и помощь беженцам, придется оплачивать либо США и Великобритании, либо, к примеру, деньги можно взять от продаж иракской нефти. По словам американского представителя в ООН Джона Негропонте, США намерены в ближайшее время представить в Совет Безопасности проект резолюции о возобновлении программы ООН "нефть в обмен на продовольствие" в Ираке.
Контракты в рамках этой программы зарегистрированы в ООН, это юридически обязательные документы, и хотя американские корпорации очень хотят взять в свои руки всю нефть Ирака, нарушать коммерческие контракты - дело, пахнущее большими штрафами в арбитражных судах, которых политика не интересует. Нельзя даже - без согласия ООН - и воспользоваться лежащими на банковских счетах деньгами от уже состоявшихся продаж в рамках этой программы.
Цифры, о которых идет речь, выглядят так: немедленная гуманитарная помощь Ираку оценивается в 1 миллиард долларов. Менее срочная - 2,5 миллиарда. Комиссия ООН по беженцам располагает лишь запасами краткосрочной помощи для 300 тысяч иракцев. Дело в том, что и без войны 60 проц иракцев зависели - из-за режима санкций - от продовольственной помощи ООН, но война остановила эту работу, поскольку сотрудникам ООН пришлось закрыть офис в Багдаде.
По итогам заседаний 19 марта, генеральному секретарю ООН Кофи Аннану предстоит детализировать планы с началом распределения гуманитарной помощи. И он уже заявил очевидное: что ООН сможет распределять помощь и продовольствие лишь с момента прекращения боевых действий. А до того, напомнил он, в соответствии с международным правом, ответственность за гуманитарную ситуацию в районах военной оккупации лежит на оккупантах.
Вот эти вопросы и будут теперь новым полем дипломатических битв. Нарушить международное право по одному пункту, начав войну без резолюции Совета Безопасности, легко. Но дальше наступает множество мелких, но дорогостоящих последствий. Международное коммерческое право - штука серьезная. Любые разбирательства конкретных дел будут ссылаться на существовавшие на момент спора законы, договоры, и так далее.
Джорджа Буша было бы очень трудно наказать за агрессию. Но ему в свою очередь было бы гораздо труднее заявить, что с 20 марта 2003 года все международное и иное право прекратило существование. Особенно с учетом того, что американское общество, как и британское и любое другое, очень уважает суд.
И еще одном пункте заседания Совбеза стоит упомянуть. Пункте, который касался инспекций ООН и разоружения Ирака. Вот уж что кажется абсурдом - какие инспекции, если уже идет война? Но у международных юридических документов своя жизнь. Существует протокол заседания СБ ООН от 19 марта, в котором фиксируется, что заслушаны и одобрены доклады руководителей ЮНМОВИК и МАГАТЭ Бликса и эль-Барадея. Они подвели итоги многомесячной работы инспекторов в Ираке и сформулировали дальнейшую программу своих действий.
Это документальное подтверждение того, что политическое урегулирование ситуации вокруг Ирака было и остается возможным. Это документ, с которого теперь начнется любой разговор после тайм-аута, взятого на войну. Он пригодится при любых вариантах - полной победы США в Ираке, или особенно неполной. Не случайно даже те, кто сегодня говорит о провале ООН в иракском урегулировании, вынуждены признать, что у них не будет иного пути, кроме возвращения вопроса о послевоенном устройстве в Совет Безопасности, который только и вправе заниматься его всеобъемлющим решением.
По сути, как констатирует "Вашингтон пост", речь пойдет о том, кто окажется хозяином в Ираке, независимо от военной победы. Помешать США или Англии стать таковыми по праву сильного - физически сложно. Но это обойдется им очень дорого в денежном выражении. Или, в случае некоего "среднего варианта", создаст то, что мы наблюдаем сейчас в Афганистане, где США - отнюдь не хозяева.
Тех, кто начал сейчас войну в Ираке, предупреждали, что международное право - серьезная штука, его не отменить одним лишь желанием "покончить с ООН, организацией, отражающей реалии эпохи после Второй мировой войны". Видимо, ближайшие месяцы или годы дадут еще немало доказательств этой истине. А пока что мы можем сказать, что если ООН и постигла клиническая смерть 19 марта, то практически мгновенно организация ожила, если угодно - родилась заново.