Полный перечень его титулов займет много места. Ученый с мировым именем, доктор геолого-минералогических наук, действительный член Российской академии естественных наук, автор огромного числа научных работ, он - первый лауреат Премии имени Булата Окуджавы, лауреат многочисленных творческих конкурсов, автор песен, которые, без преувеличения, знают все, зачастую не подозревая, кто является их автором.
Жанр авторской песни, одним из зачинателей которого в нашей стране является Городницкий, - явление многоплановое. Он охватывает общественно-социальное направление, романтико-лирическую "ветвь", осовремененный "городской романс". Для песен Александра Моисеевича характерен "сплав" будничного с романтикой, правды с поэтической мечтой. Его талант многогранен: он и в песне об атлантах, которые "держат небо на каменных руках", и в описании перекатов таежной реки, и в шуточных воспоминаниях о "жене французского посла", и в пронзительно-грустных словах о "последнем караване", ушедшем на материк.
На песенное творчество Городницкого мощное влияние оказала его "гражданская" специальность. Начав трудовую жизнь рядовым геологом, он оказался в среде, которая стала одной из "колыбелей" авторской песни. В книге "След в океане" бард и ученый писал: "В этих северных экспедициях я впервые столкнулся со странными песнями, которые пели наши рабочие. Никто не знал их авторов, "просто слышали и все". Песни эти пелись, конечно, не под гитару, а просто так - вечером у костра или прямо у палатки. К одному поющему понемногу неторопливо присоединялись другие. Каждый пел не для других, а как бы только для себя, неспешно вдумываясь в поющиеся слова. Незримая общность того, о чем говорилось в песне, объединяла поющих, и возникало подобие разговора и того странного точного взаимопонимания, которого я не встречал в других местах. Так я впервые понял, что песня может быть средством общения, выражением общего страдания, усталости, грусти. Оттого, что и жили вместе, и страдали".
Другой питательной средой для творчества Городницкого стал океан. С 1962 года в его биографии начался "морской период", он принимал участие в экспедициях океанографов. Но "морские песни" этого автора лишены лже-романтики пиратов и выдуманных портов с их утехами. Стихия предстает то дружелюбной к человеку, то враждебной, но всегда реальной, не мифической.
В советские годы Городницкий познал на собственном опыте, что такое доносы и "проработки". Так, в 1968 году, после исполнения им на вечере молодых поэтов в Ленинградском Доме писателей "Монолога маршала" в обком партии и КГБ поступила кляуза. Кстати, он попал в неплохую кампанию, еще одним участником вечера, о котором шла речь к кляузе, был будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Знал бы автор "сигнала в инстанции", что спустя ничтожный для истории срок в 31 год ненавистному им Городницкому будет вручена в Кремле премия имени Окуджавы!
Успех творчества Городницкого-романтика и Городницкого-поэта будничной жизни людей рядовых профессий можно объяснить тем, что его баллады лишены минорного настроения, "нытья", которого хватает в песнях других, в том числе весьма именитых российских бардов. Один из соавторов мюзикла "Норд-Ост" Алексей Иващенко, назвав в беседе с корреспондентом РИА "Новости" юбиляра "гигантским пластом нашей культуры", подчеркнул: "Как ни парадоксально это звучит, но Александр Моисеевич - замечательный молодой человек, поскольку его энергии и жизнелюбию может позавидовать любой юноша". Эта "молодость души" Городницкого ощущается практически во всех его песнях.
Произведения барда лишены и набившего оскомину со времен советского официозного искусства казенного патриотизма, когда главным считалось не "личное", а "сводки рабочего дня", когда песни провозглашали: "Жила бы страна родная - и нету других забот". В наши дни, когда само слово "романтика" дискредитировано и высмеяно, когда, казалось бы, суровая борьба за выживание требует от энергичных молодых людей совсем иного мужества, иных способов самоутверждения, песни Городницкого выбивают слезу из их глаз. Видимо, это можно объяснить тем, что мальчикам всегда хочется стать настоящими мужчинами. И повидать мир. И показать себя. И искренние песни Городницкого, которому не понаслышке ведомы и океанские штормы, и таежные тропы, вполне могут стать своего рода "лоцией" для молодых, выбирающих свой путь в жизни. При этом сами песни не назидательны. Вероятно, причина этого - истинно петербургская интеллигентность, ненавязчивость и такт их автора, уроженца Северной столицы, его талант и огромный жизненный опыт.
Виктор Берковский в беседе с корреспондентом РИА "Новости" обратил внимание еще на одну сторону дара Городницкого: он не только "выдающийся человек, исключительный талант, один из создателей жанра авторской песни, не только знаменитый ученый, замечательный композитор и поэт, но и мастер слова". Не случайно его концерты так интересны, не случайно он уже долгие годы неизменно собирает полные залы в России и в США, в Израиле и Канаде, в Германии и других странах. Не случайно устные мини-рассказы Городницкого, которыми он сопровождает свои концерты, так живописны, так интересны, так органично дополняют песни, что слушатели встречают их аплодисментами. "Я всегда поражаюсь, - продолжал Берковский, - он выступает столько лет, и всегда на его концертах зал полон. В отличие от многих бардов, он не насытил своим творчеством и собой аудиторию. Он просто интересен как человек".
Накануне юбилея сам Городницкий в беседе с корреспондентом РИА "Новости" рассказал, что за 50 лет написал 220 песен. Диапазон их - от первой, "Геофизического вальса" 1953 года , до детской "Песенки о шерстяных человечках", созданной в 2003 году. Несмотря на большую занятость научной работой, он "не останавливается на достигнутом": "Пишу книгу об истории авторской песни в России, и если Бог даст еще время пожить, будут и новые стихи". Кстати, поклонники творчества Городницкого смогут побывать на его юбилейных вечерах, которые пройдут 26 марта в Центральном Доме литераторов и 13 апреля - в Доме кино.
Несколько лет назад Городницкий поделился в стихах мечтой о своих песнях: он хотел, чтобы одна из них "...сохранилась, став общей, безымянной, не моей. Чтобы в лесной далекой стороне, у дымного костра или под крышей, ее бы пели, голос мой не слыша и ничего не зная обо мне". Александр Моисеевич - счастливый человек, его мечта осуществилась.